Счастливые родители! Вас приветствую я, Гера, автор этой рассылки, в которой я делюсь с Вами только собственным опытом.
Выпуск 38
Елена Борисоглебская: "Как запретить
ребенку делать то, что нельзя? Запретить - легко сказать, но как этого добиться?
Поделитесь опытом. Мой полуторагодовалый сын лезет в холодильник, в мусорное
ведро, на балкон, а на улице - в урны. Заклеивали дверцы скотчем - помогало,
пока не научился отклеивать; подставляли разные предметы - научился отодвигать
(причем, достаточно тяжелые; никогда не думали, что он такой силач :)) Может
передвинуть манеж, кресло (обыкновенное, взрослое), обеденный стол (правда,
если уж очень захочется). Единственный предмет на кухне, который пока не поддался,
кроме мебели, швейная машинка, но она и маме с трудом дается. Была жуткая жара,
а мы сидели с закрытым балконом и окнами, чтобы наш мальчик не вылетел, как
птенчик с пятого этажа. Получается, что все время приходится сына оттаскивать
от чего-то, говорить "нельзя", "не лезь туда" и т.п. Причем, есть вещи, которые
ему можно брать, есть шкафчики, которые можно открывать. Это у всех такой период
в жизни или только у меня ощущение "цепной собаки"? И что с этим ощущением делать?"
Запреты
Как только ребенок научился ходить, он начинает перемещаться по своим
маршрутам и старается удалиться от родителей. Он обращается с предметами с
ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить, делая для себя все
новые и новые открытия в познании окружающего мира. Как объяснить ему, что
можно и нельзя? В возрасте от года и старше такой вопрос для родителей один
из самых трудных.
"Воспитывать ребенка надо тогда, когда малыш лежит поперек кровати, а не вдоль" -
гласит старая народная мудрость. И в данном случае это мысль как нельзя кстати.
Поделюсь своим опытом.
Возможно, это мне мой материнский инстинкт подсказал, или черта характера -
жажда постоянного общения, но я разговаривала со своим сыночком с первых дней
жизни. Нет, не сюсюкала, а именно разговаривала. Обо всем, что его и меня
окружало. Пока он был совсем крошкой, я носила его в люльке-корзине за собой
повсюду: сынок внимательно следил за мной своими глазенками и слушал, как я вслух
комментировала все действия: "мама идет к окну", "мама кушает", "мама варит кашу"
и т.д. Когда он подрос и уже осознанно двигал ручками, я стала учить его
полезным действиям: "открываем холодильник, чтобы взять яблоко"
(разрешаю держаться за дверцу), "выбрасываем мусор в ведро" (вкладываю
помятую бумажку в ручку и разрешаю бросить в урну), "открываем шторы,
чтобы было светло" (вкладываю ткань в руку), "убираем игрушки в коробки" (еще
сам не может, но каждый вечер это обязательно наблюдает), "убираем крошки
со стола" (возит тряпочкой по столу, а крошки с пола аккуратно пальчиками
собирает в коробочку и несем вместе в урну) и т.д. В дальнейшем, когда малыш
начал самостоятельно ходить и всем интересоваться, эти "опасные" действия
перестали быть для него опасными. Сыну было уже не интересно мусорное ведро - он знает,
что туда относят только грязное; он не заглядывает в холодильник просто
так - только тогда, когда хочет кушать и просит об этом меня; не дергает шторы,
а осторожно открывает. Я думаю, такое поведение ребенка вызвано не только
пониманием действия, но еще и выработанной привычкой. Но надо признать, что
что моего сына все же не удовлетворяют накопленные познания о "можно" и "нельзя" и
и он начинает искать новые "искушения" и делать то, что никто вокруг не делает:
все перевернуть, все переставить местами, залезть в самую узкую щель или на
самый высокий стул и т.д. Конечно, все это проблемы возраста. Но разве нам,
родителям, от этого легче?
Одним из способов моих запретов - это имитация негативного последствия. Покажу
на примерах:
- нельзя подходить и трогать печь (также чайник и кастрюли) - подносим руку
к печи и резко убираем ее с возгласом "Ах, как горячо, как рука болит!";
- подходим близко к мусорному ведру, наклоняемся к нему и резко отворачиваемся,
делаем гримасу "отвращения": "Фу, как плохо пахнет, фу, как грязно, надо теперь
вымыть руки!";
- стараемся достать до самой высокой полки, залазим (методом малыша) на стул и
пытаемся дотянуться до нее рукой, делаем вид, что "рука не достает", потом
"нечаянно" падаем: "ой, как больно ножке, ай-яй-яй!"
Такими "имитациями" можно обыграть многие житейские ситуации. Надо заметить,
что все это делать надо с очень серьезным видом, т.к. дети быстро почувствуют
подвох и могут вообразить, что это Вы так играете и вместо испуга получите в
ответ задиристый смех.
Моя свекровь внука отучила от любопытства перед электрошнурами так: как
только он подносил к ним руку, она незаметно старалась ущипнуть его за локоток.
При этом тоже тянула к шнуру свою руку и также резко одергивала ее, якобы
от щипка: "Ой, внучек, здесь ток щиплется, опасно!" и терла "от боли" свой
локоть. Такой наглядый пример, да еще с неприятными физическими ощущениями,
навсегда (надеюсь) оттолкнул малыша от изучения электричества.
Как альтернативу запретам, я также применяю тактику отвлечения. Моего от
чего угодно можно отвлечь новым журналом про автомобили или музыкой с танцами.
"Нет", "Нельзя", "Не трогай"... - эти и другие слова с приставкой "не" чаще
всего плохо или совсем не воспринимаются (даже взрослыми!), т.к. заранее несут
в себя негативный смысл и отторгаются сознанием. Гораздо действенней называть
вещи более конкретно: "опасно", "горячо", "скользко", "острое"... - такие
термины оставляют в памяти визуальные образы, помогающие самостоятельно
разобраться "а почему так?"
Итак, подведу итог в своем опыте запретов:
- постараться научить правильно пользоваться опасными предметами еще до того
момента, когда ребенок этим заинтересуется сам;
- отвлекать в моменты изучения недозволенного, переключать внимание;
- взрослый разыгрывает перед ребенком имитацию негативного последствия
поступка;
- вместо слова "нет" описывать негативные поступки и последствия.
А как действуют ЗАПРЕТЫ в Вашей семье? Поделитесь опытом?
А вот на сайте Дом
для детей нет запретных тем. Задайте свои вопросы и получите
квалифицированные ответы профессиональных врачей.