Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Как научить ребенка получать удовольствие от уборки


Все о развитии детей-дошколят

Как научить ребенка получать удовольствие от уборки

Здравствуйте, дорогие друзья!

«Он разбрасывает свои игрушки!»

Мама приходит ко мне и жалуется: ребенок разбрасывает по комнате свои игрушки. Спрашиваю: что он делает при этом? Ответ: «Он разбрасывает свои игрушки!». Я набираюсь терпения и прошу рассказать подробнее: какие игрушки он бросает первыми? Какие – вторыми?Что он бормочет при этом? Каким образом он разбрасывал свои игрушки вчера вечером и позавчера?.. Сначала на меня смотрят, как на идиота. И только потом мама начинает понимать, что она ничего не помнит!

Один из глобальных, мучительных вопросов, которые не могут разрешить родители, – как приучить ребенка к порядку. На первый взгляд, их стремление заслуживает всяческих похвал. Родительская логика выглядит железной: если дети с детсадовского возраста не приучатся класть вещи на свои места, как они будут жить дальше? Однако беседа с родителями, озабоченными такой проблемой, чаще всего сворачивает в другое русло.

Значит, все это время, выясняя отношения со своим ребенком, мама его не видела и не слышала. Она держала в уме только воображаемую идею идеального порядка, установленного ею самою. Ей не приходило в голову задуматься, почему ее ребенок разрушает этот порядок с такой настойчивостью. А между тем, разбрасывая свои игрушки, пренебрегая грозными окриками: «Положи на место!» – дети манифестируют свою глубокую душевную боль, свое несовпадение с миром.

Дайте рецепт: как приучить ребенка к моим правилам?

Задавая вопрос: «как приучить сына или дочь к порядку?», такие родители хотят получить совсем другой совет: как заставить ребенка соблюдать такой порядок, который был бы нужен им самим? Подчеркиваю: им самим, а не их детям.

Таким родителям я говорю: я не могу вам помочь самоутверждаться за счет детей. Я не знаю, зачем нужно приучать их к порядку, который возник в вашей голове.

Я предлагаю перевести этот вопрос в другую плоскость, Давайте подумаем, сможете ли вы сделать так, чтобы ваш ребенок получал кайф, удовлетворение, удовольствие от создания порядка.

«Равняйтесь на древних греков: создавайте порядок»

— Разве навести порядок и создать порядок – это не одно и то же?

— Создавать порядок – это совершенно иная культурная функция. Над этим начали размышлять еще древние греки. На моих консультациях и семинарах я объясняю родителям, как помочь детям и взрослым создавать 365 новых порядков в год…

– Но это невозможно!

– А мы сейчас попробуем! И ты убедишься, что это – реально.
Итак, перед нами – стол. На нем лежат разные вещи: книги, блокнот, ручка, диктофон, кофейные чашки, чайные ложечки… Попробуй упорядочить эти предметы. Но – при одном условии: ни один из них не должен быть убран со стола.

– Мне кажется, что ничего не надо менять: на нашем столе – полный порядок…

– Постарайся сделать так, чтобы у меня, у постороннего наблюдателя, возникло ощущение иного порядка. Это и значит – создать новый порядок… Готово? Ты поменяла вещи местами. Все вещи разложены по разным углам стола. Чашки – к чашкам, книги – к книгам. Упорядоченности стало больше. Если бы представитель инопланетных цивилизаций появился в этой комнате, он сказал бы: пожалуй, такой порядок не мог возникнуть сам собой, он был искусственно сформирован…

Хорошо! Попробуй создать из этих предметов совершенно иной порядок! Правило осталось прежним: ни один предмет не должен быть убран со стола.

– Но тогда мне придется раскладывать вещи нерационально!

– Стоп! Мы подходим к главному. Я не произносил слово «рациональный». Я произнес слово «порядок». Порядок – это то, что не может возникнуть естественным путем. Порядок – это то, что, по убеждению древних греков, противоположно хаосу. Сейчас надо попытаться построить именно противоположность хаосу.

Сделай над собой усилие и попробуй создать на столе совершенно иной порядок. Это – задача на воображение. Создать порядок – вовсе не значит разложить вещи по местам, откуда их удобнее всего было бы взять. Наводя порядок, я занимаюсь тем, что определенным образом гармонизирую пространство…

Готово? Вещи переместились в другие зоны, поменялись местами и теперь лежат параллельно краю стола. Выглядит странно, но ни один дворник на свете не скажет, что порядка здесь нет!

Теперь вопрос: могла бы ты каждый день делать новую концепцию порядка в течение года?

– Нет, конечно!

«365 новых порядков в год»

– Могла бы. Это – домашнее задание: каждый день делать новую концепцию порядка и более того: каждый день ее фотографировать. Чтобы я увидел, что это – абсолютно разные порядки. 365 порядков? Да ты тысячу сделаешь!.. Теперь, в этот момент, ты наконец начинаешь понимать, что такое порядок? Порядок – это не рутинное раскладывание, день за днем, вещей по тем местам, которые ты сама для них придумала. Почему эта ручка, эта книга, этот блокнот должны лежать именно здесь? Кто это сказал? Почему они должны лежать параллельно друг другу, а не крест-накрест? Почему нельзя сделать из них звезду или цветок?

Для меня слово «порядок» тождественен слову «эстетика». В этом и состояла древнегреческая идея порядка. Древние греки очень точны в этом вопросе. Ни один человек не свете не скажет, что параллельные линии возможны в природе. Когда я выстраиваю их из разных предметов на столе, я уже создаю новый порядок. Например, сейчас я сделал его таким образом.

Когда ребенок начинает понимать, что порядок – это не раскладывание вещей по определенным местам (чисто механическое действие), а – создание новой эстетики комнаты, то есть – креативная задача, он начинает с азартом в это играть.

Но для этого надо, чтобы в сознании родителей тоже кое-что поменялось. Если мама говорит: «Слушай, наведи-ка на своем столе порядок» – и ребенок делает вот такую звезду из разных подвернувшихся под руку вещей…Как должна отреагировать нормальная мама?

– Если честно, даже не рискую вообразить…

– Она должна прийти в восторг. Скажет: круто, здорово, давай сфотографируем! А завтра ты сделаешь другой порядок, и мы снова сфотографируем его.

– Это обязательно – их фотографировать?

– С фотоальбома начинается составление летописи порядка. Ребенок захочет сам создавать коллекцию своих порядков. Потом он сможет их просматривать, оценивать, выбирать одно или другое. Родители, которые схватывают эту идею и начинают работать в этом направлении, мне благодарны. Говорят: у меня ребенок приходит из школы и начинает первым делом строить порядок.

В школе его учат общему, казарменному порядку – одинаковому для всех и придуманному наперед. Всякая вещь должна находиться там-то и там-то. Точка.

Вопрос вот в чем: дом – это наше личное пространство? Это – пространство, где нам все же позволено экспериментировать? Или дом – это тоже казарма, где все должно находиться на заранее определенных местах?

Ребенок начинает с увлечением строить порядки, когда он понимает, что его дом – это пространство, которым он может овладеть. Какой-то из созданных им порядков может оказывается более, какой-то – менее изысканным. Но он должен иметь право на упорядочивание собственного пространства у себя дома. А если у него отнимают это право…

Дом, который создали не мы

– Поэтому столько благополучных детей мечтают уйти из дому?

– Конечно! И потом взрослые удивляются: почему детям было неуютно в таком хорошем, таком красивом доме? А это был дом, в котором порядок создавался и поддерживался его родителями. Дети – и это закон – должны заниматься созданием собственных порядков. Когда перед ребенком день ото дня ставится задача: «убери все на свои места», это просто отравляет ему жизнь.

Почему подростку так важна своя комната, которую он устраивает по-своему? Он должен выстроить свой мир по своим правилам. В хаосе подросткового возраста он должен проводить эксперименты по упорядочиванию пространства.

Родители иногда оказываются в растерянности. Тогда я спрашиваю их: вы хотели, чтобы у ребенка в комнате был порядок? А это порядок! Если мы берем базовые категории – порядок и хаос, никто не скажет, что это хаос! Начиная с древних греков!

Пусть родители зададут себе вопрос: а им-то кто сказал, что места вещей – такие? Почему одну вещь надо класть именно туда, а другую – сюда? Пусть попробуют все время изобретать новые места для вещей в доме. Слово «порядок» на первом этапе нас оглушает: экспериментируя с ним, мы некоторое время чувствуем себя очень скованными. Но потом дело идет на лад. Особенно когда родители видят, с каким азартом начнет откликаться на это ребенок!

Построение порядка становится образовательным процессом. Происходит образовывание новых сущностей. В том числе – создание моего «я». Это – другая философия. Ребенок вдруг делает открытие: он способен стать демиургом пространства, которое его окружает.

Чем порядок отличается от хаоса?

— Кто-то скажет: у меня в комнате – художественный беспорядок, а вы, взрослые, этого не понимаете!

– Дизайн помещения может быть парадоксальным. Но все равно мы можем отличить дизайн помещения от не-дизайна. Мы отличаем организованное пространство от неорганизованного, даже если типов его организации – бесконечное множество. Иногда порядок, который нам предлагают, нас отпугивает. Но мы можем о нем сказать: это все-таки порядок! Начиная с античности, мы знаем: хаос виден невооруженным глазом, а порядок – это присутствие определенной эстетики. Пусть даже это будет эстетика Кандинского или Малевича.

И поэтому, когда кто-то криво и косо разбросал вещи по комнате и доказывает: «Это мой порядок», я так вижу!», я возражаю: «Неправда!» Порядок – это всегда гармонизация пространства. У этой гармонизации должны быть ясно улавливаемые энергетические линии. Я должен их считывать. Если я не могу их обнаружить, это все-таки не порядок. Это – хаос.

– Но родители могут возразить: как мы сможем оценить то, что сделал ребенок? Мы ничего не понимаем в дизайне.

– Этому надо учиться. Где учиться – вопрос, открытый для обсуждения. Возможность для этого дают родительские клубы, когда группа родителей в он-лайн режиме может обсуждать с психологом ту или иную конкретную ситуацию.

Можно сделать интернет-ресурс, на котором в числе прочих глобальные, философские проблемы воспитания обсуждалась бы с родителями на примере конкретных, индивидуальных ситуаций – например, я и мой ребенок учимся создавать порядок в наших комнатах.

Но главное: ребенок не только должен построить свой новый порядок. Он должен РАЗЪЯСНИТЬ, в чем этот порядок заключается. Почему он разложил эти вещи именно так? Почему эту вещь я положил сюда, а эту – туда? Это – одно из главных условий эксперимента.

Второе условие – делать новый порядок каждый день. Экспериментируйте!

И третье: мама тоже может учиться создавать новый порядок в своей комнате. Она может включиться эту в игру. И тогда маму посетит озарение: она перестала быть уборщицей детских носков, тапочек и игрушек. Она стала дизайнером!

Автор Александр Лобок

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы


В избранное