Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. На пороге школы


Все о развитии детей-дошколят

На пороге школы

Здравствуйте, дорогие друзья!

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты и мы «читали» их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя – внутренняя – жизнь и он не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.

1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность. Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс «хочу» у него куда сильнее, чем мысль: «а что подумают обо мне другие...» и «к чему это приведёт». Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся на первый - и «ту-ту-у-у» - поехали! Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, «что будет, если...», и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение всё равно пока перевешивает, но... пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть – чтоб мама не заметила.)

2.Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребёнок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днём всё лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.

3.Растущий ребёнок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определённого результата, он радовался или огорчался по определённому поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребёнка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель – обобщается. И из этой «суммы» делаются выводы «какой я» и «как ко мне относятся». И эта «сумма» напрямую влияет на отношение ребёнка к самому себе и к тому делу, которым он занимается. Так, толстенькая и неуклюжая девочка всё равно будет играть с подружками в «салки», даже если её неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чём дело? Она «суммировала» все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И всё – никакие силы не заставят её теперь гонять с подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребёнке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.

4.Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребёнок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тётя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии ещё богат и ребёнок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

5.Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребёнка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

«Хочу, но не могу!»

Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а взрослые-то всё знают и всё могут, им всё дозволено и они сами решают, что «можно», что «нельзя». Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам хочется стать такими же – ужасно хочется.

Вообще-то они уже пробовали «повзрослеть». Подражали нашему поведению и повторяли (на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых (врачей, лётчиков, воспитателей, поваров), были «папами-мамами», пытались докопаться до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то «взрослые» предметы. Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но... пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не хватает. Чего же? Может быть, какого-то особенного уменья? Неизвестно...

Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов. Специалисты сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит иная, познавательная.

И как только это приходит – тут же начинается перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекатели», позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, те, которые поведут их дальше, причём такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний. (А не поведут – дети пойдут сами, на свой лад перекраивая и перестраивая картину мира.)

И всё это означает, что:
Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис – кризис 6-7- лет.

По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.

Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведёт он себя... мм-м-м-м... как-то не так, дайте ребёнку возможность активно учиться – и всё будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и «не потянет» школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок «Хочу всё знать», изучать азы домашнего хозяйства – это тоже ученье. Главное, чтобы ребёнок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.

 

Рецепт недели

Рецепт лечения от насморка:

       Луковицу средних размеров мелко порезать, залить 1 столовой ложкой подсолнечного масла, настоять 2 часа, процедить. Капать в носик по 3-5 капель 3 раза в день.

      
     

Говорят дети

Полина (2 года)

Дочка Полинка никогда не видела сигарет. Приехав к деду на дачу, нашла выпавшую у него из кармана сигарету. Подбегает и говорит:
- Дед, ты курину потерял (ударение на "и").

***

Полина (3 года) долго играла, сидя на коленках. Подошла к маме на согнутых ногах. Мама спросила:
- У тебя что ножки затекли?
- Нет, у меня что-то коленки моргают.

 

На сайте www.igraika.baby2000.ru начала действовать партнерская программа. Это возможность заработать на продажах сборника развивающих игр и занятий с ребенком, просто рекомендуя его другим людям. Более подробно с данной возможностью можно ознакомиться здесь.

 

Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

При подготовке выпуска использовались материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н.«Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти»


В избранное