Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о детях

  Все выпуски  

Все о детях Выпуск 46-й, 14 января 2002 г.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

7я.ру
  Статьи  
  Лучший кусок - ребенку?
Миняева Анна
Вчера я читала интересную статью, которая заставила задуматься. До сих пор вся литература по воспитанию, которую я читала, во главу угла ставила ЛИЧНОСТЬ
ребенка, уважение к ней с первых часов его существования.
почитать
 
Не отрываясь от главного
Котова Светлана, Чинарова Екатерина
Не важно, забота ли о хлебе насущном или желание разнообразить свою жизнь, стремление заработать ребенку на памперсы или себе на булавки поставит перед вами задачу поиска работы на дому.
почитать
 
Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году (аналитическая справка)
При подготовке анализа использовались данные государственной статистики -сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2000 г., форма 103-рик, а также издание Министерства образования РФ "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей за 2000 г.
почитать
 
 
  Истории с детьми  
  Сегодня утром сидит чинный господин и колготки натягивает перед садом. Проношусь в спешке мимо, случайно наступаю на бесконечную колготину, которую он тянет, и падаю ничком на кровать, по дороге сбив гараж из лего. "Косолапая!" - слышу разочарованный детский голос. И тут же, словно опомнившись, так ласково-ласково и протяжно: "М-е-д-в-е-д-и-ц-а!"
Кисточка
еще почитать истории...
отправить свою
 
 
  Рейтинг детских садов  
  Отзыв о детском саде "Сказка" МИД РФ (Россия, Москва, Юго-западный округ)
Количество групп и детей в группах: 25
Здание: 2 этажа, состояние нормальное, недавно поменяли оконные рамы
В группах: игрушек много, мебель в хорошем состоянии
Еда: еда обычная, столовская
Программа обучения: В средней группе - занятия с логопедом, за пол-года результата никакого не было, пришлось нанимать частного преподавателя, который за 1,5 месяца поставил девочке проишношение. Договором предусмотрена подготовка к школе, занятия английским языком. Однако большинство 5-6-ти летних детей не умеют читать, английский язык был в течение 1,5 лет, сейчас преподавательница ушла и в этом году занятий не проводится, хотя в договоре этот пункт присутствует.
Воспитатели: Воспитатели разные. В текущем году детей, которые пошли из младшей в среднюю группу разделили на две половины. Из одной создали "образцово-показательную", там дети даже одинакового роста, а во вторую собрали всех "нестандартных". Получилась группа с возрастным разбросом от 2 до 6-ти лет. Когда со старшими занимается логопед, младших запирают в спальне. На детей повышают голос. Молодые воспитательницы не могут справиться с такой нагрузкой. Например, когда дети собираются на прогулку, старшие уже одеты, их одних выпускают из здания, пока воспитательница одевает малышей. В это время старшие творят, что захотят. Своими глазами видела, как один ребенок почти забрался по пожарной лестнице на 2-й этаж, другие в это время занимались поеданием сосулек.
Прочая информация: До нынешнего года садик нравился, но теперь качество занятий оставляет желать лучшего. В приличную школу после такой подготовки не попадешь. Пришлось нанимать частного воспитателя. Результат - через 2 недели ребенок стал читать. Оплату регулярно повышают, причем не пропорционально росту курса доллара. В начале оплата состааляла в пересчете $50, теперь - более $100, а качество ухудшидлсь. Ради показухи (подготовка к новогоднему празднику) детей в течение 2-х недель фактически лишали прогулки.
Перейти в рейтинг
 
 
  Наши рассылки  
 
Новости семейного Рунета
Ждем ребенка
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых

 
 

Все о детях
Выпуск 46-й, 14 января 2002 г.

Сегодня:

  • статья о роли ритуалов в воспитании малыша;
  • фотоконкурс "Встреча Нового года";
  • детский Новогодний бал-маскарад в русской усадьбе;
  • день рождения "декабрят" в "Мире Детства";
  • январские скидки в магазинах Mothercare;
  • новости;
  • вопрос-ответ.
статья

Чувство ритма

Ваш трехлетний ребенок все еще не различает дней недели и частенько путает завтрак с полдником. Однако ровно в полдень "внутренний будильник" подсказывает ему, что наступило время прогулки, а воскресным утром малыш с нетерпением готовится к традиционному семейному обеду. Ничего удивительного: дети очень любят порядок. Они охотно усваивают предложенные старшими ритуалы и увлеченно изобретают собственные, ведь это помогает им обрести чувство времени, справиться с детскими страхами и найти свое место в огромном незнакомом мире.

"Давно уже я привык укладываться рано..." Этой фразой Марсель Пруст начинает свое жизнеописание в романе "В поисках утраченного времени". Ребенком он закрывал глаза лишь после неукоснительно соблюденного ритуала, самым важным моментом которого был торопливый материнский поцелуй украдкой от отца: эти "нелепые привычки" неизменно раздражали главу семейства. Вы скажете, что в наше время целовать ребенка перед сном стало нормой и писатель не стал бы уделять такому рядовому событию столько внимания. Но это далеко не так. Во все времена дети нуждались в определенных ритуалах, которые помогали им проследить свою историю. По Прусту, маленький человек на пороге жизни - чистая страница. Так как же ему при отсутствии повторяющихся изо дня в день событий определить, начинается день или заканчивается? Как не запутаться в череде действий, смысл которых пока совершенно неясен?

Точка отсчета

За переработку информации о времени отвечает 30-40% человеческого мозга. Для сравнения: у кошки этой работой занято только 15% мозга.

Попробуйте представить себе жизнь вне времени. Для новорожденного эта недоступная сознанию большинства взрослых людей абстракция - реальность. Ваш кроха еще не знает, что мама обязательно прибежит на его призывный крик: у него пока нет будущего. Каждая минута грозит обернуться пугающей вечностью, а потому одна из самых главных задач малыша заключается в том, чтобы вжиться в задаваемые взрослыми ритмы. И всего через несколько недель он становится настоящим экспертом ваших привычек. Малыш чувствует, что перед отходом ко сну мамины жесты становятся плавными и голос понижается на тон. При пробуждении объятия короче, а голос громче...

Бесконечная череда кормлений, переодеваний и прогулок часто утомляет взрослых, но грудничку все это нравится. И хотя пройдет еще немало месяцев, прежде чем он научится по-настоящему ориентироваться во времени, первый шаг сделан: ребенок научился предвидеть. Опыт подсказывает ему, что события повторяются: кормлению предшествует прогулка, а ванночке - раздевание. Привычные действия поволяют сделать время видимым и познаваемым. Мир перестает быть сплошной загадкой.

Связующая нить
В одном парижском детском саду воспитатели просят мам новичков сшить своим детям комплект постельного белья. С таким приданым малыши легко узнают свои кроватки и ощущают связь с родным домом. А мамы рады возможности принять участие в жизни группы, где воспитывается их ребенок, и легче переживают разлуку с ним.

Защитная реакция

По большому счету все детские привычки служат одной цели - скрасить разлуку с мамой. Примерно в год малыш осознает собственное "я". Это интересное и очень важное открытие тем не менее порождает массу абсурдных, с точки зрения взрослого человека, страхов - ребенка пугает одиночество, темнота, незнакомые люди, он боится быть отвергнутым или потеряться. Именно поэтому малыш так дорожит обществом мамызащитницы и на свой лад пытается побороть тревоги, связанные с ее отсутствием: один увлеченно сосет большой палец, другой мусолит край одеяла, а третий просто жмется в угол, как дикий зверек.

Той же цели служат и родительские ритуалы: колыбельная, нежное поглаживание темечка, обязательная сказка на ночь. "Я очень занята на работе, - сетует финансовый аналитик Светлана, - и редко возвращаюсь домой раньше восьми вечера. Но даже если день был очень трудным, я обязательно нахожу время, чтобы почитать Роме книжку".

Исторический контекст

"Ритуал играет в жизни ребенка огромную роль, - подчеркивает психоаналитик Женевьева де Тэн. - Повторение закодированных жестов для него больше, чем привычка. Такая потребность обусловлена инстинктом самосохранения. Чем уязвимей и слабее чувствует себя ребенок, тем более он привязан к четкому соблюдению ритуала". "Укладывая дочь, - говорит Людмила, - именно я должна последней пожелать ей спокойной ночи. Если, не дай бог, к кроватке подойдет ее брат, приходится все начинать сначала. Я пыталась заменить себя папой, но безуспешно". Бурный протест при малейшем нарушении привычного порядка - закономерное последствие тщательного соблюдения ритуала. Недаром ребенок ревностно следит за тем, чтобы няня ни на йоту не отступала от правил, принятых в его семье. Ритуалы не только организуют время или утешают в отсутствие матери, но и создают тому, кто их соблюдает, историю: как собственной жизни, так и коллективную.

К истокам вежливости
Многие семейные ритуалы учат ребенка проявлению вежливости. Стоит приучить малыша к тому, что входящего гостя нужно приветствовать стоя, а выходить из-за стола можно только с разрешения старших. Кстати, сами родители должны обязательно постучать прежде, чем зайти к ребенку в комнату. Выглядит неестественно? Но хорошие манеры никогда не бывают естественными - они всегда имеют социальное происхождение.

Воспитателям детских садов хорошо известно, что "местные обычаи" обеспечивают сплоченность группы, облегчая болезненный для большинства малышей переход из семьи в большой коллектив. "В нашем садике есть обычаи, которые дети ценят больше всего: каждое утро они вывешивают на доску свою фотографию. А имена отсутствующих в этот день ребята произносят хором. Иными словами, отсутствовать - не значит исчезнуть. Что бы ни случилось, малыш остается частью своей группы", - рассказывает воспитательница Кристиан Банкур.

Долгие проводы - лишние слезы

"Наша трехлетняя Оля не может уснуть без своих пустышек. Причем, ей необходим сразу целый комплект - одна во рту и еще по одной в каждой руке. Но и это не все: та, что во рту, обязательно должна быть голубой, а остальные - зелеными. Потеряв одно из своих "сокровищ", Оля поднимает страшный рев. Так же бурно девочка реагирует на соски другого цвета", - жалуется Тамара.

Подромший малыш не только с радостью участвует в предложенном старшими ритуале - он творит их сам. Умножая свои привычки, Оля пытается побороть страх перед надвигающейся темнотой, но придуманная ею сложная процедура отхода ко сну уже граничит с манией.

"Если родителине ограничивают вечерний ритуал, то неуверенность ребенка только растет. Малышу кажется, что ночь по-настоящему ужасна, он боится упасть с кровати или потеряться", - предостерегает психолог Лилиан Неме-Пьер. Проблема в том, что определить грань, отделяющую безобидную и даже полезную привычку от мании, очень непросто.

Если малыш отказывается ложиться в кроватку без обязательной вечерней сказки, в этом еще нет ничего страшного. Но нередко процедура обрастает все новыми деталями, а мама с папой начинают бить тревогу слишком поздно - когда ребенок уже не в состоянии заснуть без изнурительного полуторачасового действа.

Мания указывает на беспокойство малыша, но она также говорит об отношении родителей. Мы интуитивно стараемся оградить ребенка от ситуаций, которые пугают (или пугали в далеком прошлом) нас самих, и тем самым потворствуем появлению ритуала, который грозит обернуться настоящим кошмаром. А бывает и так, что мама сама заражает ребенка страхом, который ему пока еще незнаком. Тридцатилетняя Елена решила вернуться на работу, когда ее дочери исполнился год. Однако проститься с дочкой оказалось не так просто: Лена без конца целовала малышку, а когда наконец нашла в себе силы переступить через порог, лишилась чувств. Эта сцена имела все шансы превраться в бесконечно повторяющуюся процедуру, одинаково мучительную и для чувствительной матери, и для ее маленькой дочери. По счастью, взявшая не себя заботу о малышке бабушка вовремя положила конец чрезмерному проявлению "телячьих нежностей".

Семейная реликвия

"Мы в семье передаем из поколения в поколение придуманные считалки, - рассказывает Анна. - Одна предназначена для мытья рук, другая - для сборов на прогулку, третья - специальная поздравительная. Конечно, высокой поэзией это рифмотворчество не назовешь, однако незамысловатые стишки - важная часть нашей повседневной жизни и семейная история одновременно. Поэтому они очень дороги и мне, и двум моим дочкам".

Иногда дети получают в "наследство" от старшего поколения специфические выражения, позаимствованные у приехавших из глубинки родственников или экстравагантной тетушки-путешественницы. Малыши обожают эти словечки, которые укрепляют в них принадлежность к семейному клану.

Впрочем, "ритуализировать" повседневную жизнь можно не только с помощью экзотических слов. Семейной традицией может стать и воскресный обед, и поход в кино по субботам, и визиты к бабушке по выходным. Соня, например, предлагает своим сыновьям воскресную игру "в читалки". "Часов в десять утра Лева и Ян забираются в нашу кровать с целой кипой книжек. Правило очень простое: я прекращаю читать, когда ребятам это надоедает".

С помощью таких нехитрых традиций семья как бы огораживает собственную, только ей принадлежащую территорию. В этой "зоне безопасности" малыш чувствует себя как рыба в воде. Антропологи утверждают, что ритуал - символический способ перехода из одного состояния в другое: от детства к юношеству, от одиночества к семейной жизни. Любимые привычки помогают ребенку обрести чувство времени и дают ему точку отсчета для того, чтобы бесстрашно пуститься в путешествие от знакомого к еще неизвестному.

Вредная привычка
"Вася никогда не любил сосать пустышку или палец и давно уже научился пить из чашки, но и в три, и даже в четыре года перед сном по-прежнему требовал бутылочку с соком. А потом эта привычка превратилась в сложный ритуал. Уложив Васю в кровать, я шла на кухню за соком, в это время он прятался под одеялом, а я должна была его искать, чтобы вручить бутылочку и пожелать спокойной ночи. Три минуты спустя Вася уже стоял на пороге комнаты, и ритуал повторялся. Иногда он умудрялся вылить таким образом пол-литра сока, и неудивительно, что уже в три часа его постель была мокрой насквозь. Я пробовала прятать бутылку, но сын только истошно рыдал.
Расстаться с привычкой Васе удалось лишь в 5,5 лет. Когда очередная бутылка пришла в негодность, я сообщила ему, что в аптеке таким большим бутылки не продают, и тут же предложила обмануть продавцов - надеть подгузник, взять погремушку и лечь в коляску. Я мало верила в эту затею, однако преспектива превратиться в беспомощного младенца показалась Васе очень забавной. Он неожиданно легко расстался с любимым предметом, а на следующий день с гордостью сообщил бабушке с дедушкой, что "теперь он большой, и поэтому больше не пьет из бутылки".

Время - вперед!

От рождения до 3 месяцев С чувством ритма ребенок впервые знакомится еще в утробе. Периоды бодрствования чередуются с отдыхом. Малыш ощущает мерные покачивания в такт маминым шагам. Первые дни жизни полны новых открытий. Ощущения тепла и холода, темноты и света, голода и насыщения служат ему точкой отсчета для вхождения в суточный ритм и позволяют установить кое-какие закономерности - сначала прогулка, за ней купание, а потом и долгожданная еда.

От 3 до 18 месяцев К трем месяцам младенец входит в ритм день/ночь. Он все лучше чувствует время и постепенно формирует привычки. Примерно в 8 месяцев он уже осознает, как много значит для матери, и с трудом переносит разлуку с ней. В этом возрасте он нуждается в особом ритуале отхода ко сну, который помогает ему пережить страх расставания. К своему первому дню рождения ребенок становится убежденным консерватором. У него появились "собственные" вещи, он очень привязан к домашнему распорядку и обстановке. Любые перемены могут обернуться для малыша настоящей трагедией, поэтому по возможности запаситесь дубликатами его любимых игрушек - на случай, если оригинал сломан или нуждается в стирке.

От 18 месяцев до 4 лет Полуторагодовалый ребенок еще более восприимчив к порядку и очень любит всевозможные церемонии. Он, например, считает, что за обедом все члены семьи должны сидеть строго на "своих" местах и пить чай только из "своих" чашек - попытка старших поменять привычный сценарий вызовет у малыша недоумение.

Теперь ребенок уже неплохо ориентируется во времени, однако воспринимает его не по продолжительности, а по действиям. Вставать - значит утро, идти ужинать - вечер, спать - ночь... Именно этим и объясняется неспособность малыша к ожиданию: для него ждать - значит вообще ничего не делать!

От 4 до 6 лет Повзрослевший малыш учится организовывать свой день. К б годам он окончательно избавляется от "детских" привычек и стремится быть пунктуальным - "как взрослый". Сейчас его более всего интересуют большие праздники - Новый год, дни рождения близких и, конечно же, его собственный. Он ждет Деда Мороза еще до первого снегопада, и после только что отшумевшего торжества уже готовится к следующему. Он знает, что значит "вчера" и "завтра", осознает последовательность смены поколений и с удовольствием обновляет календарь. Однако окончательно разобраться в порядке дней, недель и времен года ребенок сможет только к 7 годам. Тогда же он поймет, что все люди зависят от времени.

Маривон Бюс, Анна Юрьева.

Статья из ноябрьского номера журнала.
http://www.7ya.ru/pub/upbring/sense_rhythm.asp

Ваша оценка материала

Текстовый отзыв, дополнение или комментарий можно добавить прямо отсюда:
Ваше имя 
E-mail   
Сообщение:
фотоконкурс

Фотоконкурс "Встреча Нового года"

Продолжается публикация фотографий, присланных на конкурс. Спонсоры: Sweet Mama, Gerber, Mattel, Руссобит-М, Марк Аврелий. (подробнее)

бал-маскарад

Детский Новогодний бал-маскарад в русской усадьбе

Опубликованы фотографии с Новогоднего бала 5 января 2002 года. (подробнее).

именины

Фотографии со встречи декабрят

Опубликованы фотографии с утренника, прошедшего в "Дом оранжевой коровы" 6 января 2002 года. (подробнее)

Mothercare

Январские скидки в магазинах Mothercare

Только ограниченный период времени в магазинах Mothercare действуют суперскидки на постельное белье. Если сумма Вашей покупки составит 80 и более условных единиц, то постельное белье "Разноцветная мозаика" Вы сможте купить за полцены! Скидки на постельное белье "Забавные букашки" - от 30 до 50% в зависимости от суммы покупки. (подробнее)

новости

10.1.2002 Йошкар-Ола. Открылся Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Росток". Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Росток" открылся в Йошкар-Оле. Основная цель - оказание помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов с различными отклонениями в психическом развитии, с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении и поведении. Регион.ру.

9.1.2002 Уфа. Стартовала акция "Ребенок-2002". Акция "Ребенок-2002" началась в Уфе. Первым ее мероприятием станет торжественное поздравление родителей 20 маленьких уфимцев, родившихся в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 2002 года. Регион.ру.

вопросы-ответы

Тема: Не выиграла! Проиграла?

Играли в шашки с дочкой 5,5 лет. Она проиграла. СЛЕЗЫ! Обида, крик и ругается, главное, на эти "дурацкие" шашки, я их выброшу, говорит. В-общем, скандал.
И в других случаях, когда что-то не складывается, не получается (с первого раза) - глубокое отчаяние, разочарование и т.д.
Мы никогда не давим на нее, не настаиваем на ПЕРВОМ результате, объясняем, что всегда так, не сразу и все обязательно получится.
В целом проблему решаем, конечно, но занимает много времени и сил.
Вопрос: как вы решаете такие проблемы? Как ребенок реагирует на неудачу? Как утешать, если не выиграла?
13.1.2002 16:16:52, Оля Zh

Ответы:

У нас пока работает "соревнование с собой": насколько лучше/хуже сделал, чем в прошлый раз. Если получается лучше, я радуюсь: нууу, здорово, ты победил! Если хуже - ээээ, ты сам себе проигрываешь. Результаты весьма радуют. А иначе - для него тоже характерна такая реакция, как у Вашей дочки.
14.1.2002 1:18:35, Катя Б.

Мне почему-то кажется, что Вы все правильно делаете :). Просто нужно время. У нас тоже такое происходит. И я знаю отчего. Довольно долгое время мы всей семьей дружно хвалили ребенка за все подряд. Дочка к этому, конечно, привыкла. Теперь, в случае неудачи, нервничает. Точнее нервничала :). Замечаю, что последнее время это происходит все реже. Во-первых, перестали все время хвалить ; во-вторых, если замечаю, что настроение от проигрыша у нее портится, стараюсь отвлечь и вовлечь в другую игру. Выбираем, естественно ту, в которой ребенок окажется победителем. И вот в этот момент я обращаю ее внимание на изменение статуса ;).
13.1.2002 21:58:5, Dixi

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию по детской психологии

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на baby7ya@alp.ru.
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное