Няни, гувернантки, репетиторы Где найти няню? Сколько стоит няня? Бабушка или няня? Агентства нянь. Какая няня лучше, москвичка или приезжая? Как правильно построить взаимоотношения с няней?
Личная жизнь Проблемы на работе. Проблемы с детьми, мужем, свекровью. Свадьба. Развод. Измена.
Красивая Мама Все о моде, стиле, красоте, как восстановить форму после родов и сохранить ее, ваши рецепты по уходу за собой
Форум для Пап Здесь папы обсуждают наболевшие темы, обмениваются мнениями и советами по воспитанию своих детей
Домашние животные Обсуждаем наших любимых питомцев, оставляем советы по уходу, лечению, объявления о продаже и дарении...
Тема выпуска:
Не в настроении
В сентябре Маша впервые пошла в новую школу. Будучи спокойной и уравновешенной, она совершенно не волновалась перед встречей с будущими одноклассниками и учителями. Не волновались и родители: дочь легко находила общий язык со всеми, а по успеваемости была одной из лучших в прежнем классе. Но буквально через месяц настроение Маши изменилось. Родители, решив, что дело в трудностях с математикой (школа
была с математическим уклоном), пригласили репетитора. Но пробле ма была не в уроках, и родители это поняли, когда сами пришли в школу. У новой Машиной учительницы был свой особый метод преподавания. В классе, в самом углу, стояла парта, выкрашенная в черный цвет - «парта позора». Каждый день за ней должен был сидеть ученик, который накануне набрал наименьшее количество учебных баллов. Все ученики в классе к этому привыкли и даже не особо переживали, но Маша-то была новенькая... Причины расстройств настроения
у детей - те же самые, что и у взрослых. Это и трудности в общении, и напряжение, связанное с постоянным стрессом, и общее состояние здоровья. Но взрослый, как правило, может сам понять, с чем связан его внутренний дискомфорт, может рассказать об этом окружающим и даже знает, что ему может в этом случае помочь. Детям бывает гораздо труднее. До подросткового возраста они во многих случаях вообще не могут оценить свое состояние и как-то его дифференцировать. Труднее им разобраться и в причинах, вызвавших
недовольство собой и миром. А потому справиться с эмоциональным спадом самостоятельно им бывает не под силу. Дети ведут себя не так, как взрослые. Не умея попросить помощи, поговорить с окружающими о том, что его беспокоит, ребенок начинает капризничать. Так, семилетний мальчик скорее не скажет о том, что чувствует подавленность, ревность и агрессию (он даже слов таких не знает), когда в его присутствии постоянно хвалят трехлетнего брата. Он будет плакать, привлекать к себе внимание, третировать младшего
- делать все то, что у взрослых вызовет отнюдь не сочувствие. В подростковом возрасте дети уже рассказывают о своем состоянии, могут определить причины своего плохого настроения. Но все же они нуждаются в помощи взрослых, в первую очередь, родителей. Особые случаи Конечно, в самом по себе плохом настроении нет ничего страшного и странного. Но депрессии - расстройства, когда помимо сниженного настроения, подавленности, тоски и тревоги
наблюдается еще мыслительная и двигательная заторможенность, снижение жизненного тонуса и самые разные телесные расстройства - у детей тоже встречаются, причем все чаще. Веселый, общительный ребенок становится плаксивым, медлительным. Тот, кто интересовался всем на свете и имел массу увлечений - безучастным. Меняется сон ребенка. Могут появиться трудности с засыпанием, ночные кошмары, слишком раннее пробуждение. Бывает и так, что сон, наоборот, становится очень глубоким и длительным: ребенка приходится
будить и утром, и после дневного сна, хотя раньше он вообще не ложился спать днем. Многие дети отказываются от пищи, которой раньше отдавали предпочтение, или становятся избирательными в еде и подолгу ковыряются в тарелке, разделяя пищу на составные части. Аппетит может утратиться до такой степени, что именно это послужит поводом для обращения к врачу. Дети становятся плаксивыми, причем часто расстраиваются по абсолютно не значащим поводам, высказывая иногда мысли, кажущиеся окружающим просто странными.
Десятилетняя Настя потеряла сумку с костюмом из театральной студии. Родители, видя, как расстроен ребенок, в тот же день купили новое платье - точную копию утраченного. Но, к их удивлению, Настю это совсем не успокоило. «Как же там мое старое платье, оно же лежит где-то одно и мерзнет без меня», - плакала девочка и не поддавалась ни на какие уговоры. У детей школьного возраста заметны ухудшения памяти и внимания. Ребенок может часами сидеть за учебниками, много раз пересказывать материал дома, но
на следующий день в классе все забыть. А реакция одноклассников и учителей является дополнительным источником переживаний. Вообще же картина депрессивного расстройства у детей может быть очень своеобразна. Поэтому все случаи, когда ребенок находится в плохом, подавленном настроении, должны обращать на себя внимание взрослых. Депрессия - серьезное расстройство. Она может приводить к проблемам в общении, нарушению адаптации к школе и другим психологическим трудностям, которые проявятся спустя годы. тя годы.
Что может быть причиной такого серьезного нарушения? Чаще всего это пси-хотравмирующие ситуации в семье. Развод родителей, длительная болезнь или смерть одного из членов i семьи, запутанные межличностные отношения. Причем расстройства могут возникать даже в том случае, когда родители пытаются скрыть от ребенка эту неприятную ситуацию. Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие объяснений вселяет
в них еще большую тревогу. — Я пережила тяжелое расставание с мужем, - рассказывает Наталия. - Он ушел в другую семью, причем для меня это было совершенно неожиданно. Мне было так плохо, что не хотелось жить. Я каждый день плакала, почти перестала работать, я... вообще стала другим человеком. Однажды меня пригласили в школу, и классная руководительница моего сына сказала, что очень за него беспокоится. Он ни с кем не общается, отказывается отвечать у доски, грызет ногти (это в пятом-то классе!), и ведет
себя абсолютно безучастно ко всему. Как ни странно, но после этого разговора я стала приходить в себя. Бедный ребенок! Ему пришлось еще хуже, чем мне... Я же совсем не замечала его все это время! Я решила, что надо начинать жить заново, и первое, что сделала - записалась в бассейн вместе с сыном. Почему именно это, не знаю, просто мимо проходила. Но, как выяснилось, это было правильным решением. Через несколько занятий мы могли говорить - просто так говорить, а не о проблемах и несчастьях. И постепенно все наладилось:
и мое отношение к происходящему, и настроение, и состояние ребенка. И это меня очень радует. Причиной серьезных расстройств настроения могут быть и школьные проблемы. Неправильный педагогический подход учителя, грубое, несправедливое отношение - все это может негативно повлиять на ранимого ребенка. Это - в ваших силах Нарушения настроения могут быть различны по степени выраженности. Бывают случаи, когда не обойтись без вмешательства
врача и психолога. Однако по большей части родители сами могут оказать помощь своему ребенку. Понять ∙ Постарайтесь всегда выслушивать детей, что бы они ни говорили. Не старайтесь выносить сразу свои оценки и говорить, что вы сами по этому поводу думаете. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери. ∙ Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны. Быстро ли ребенок переходит
от пониженного настроения к норме? Что именно улучшает настроение и как это проявляется? Помочь ∙ Идеально было бы исключить психотравмирующую ситуацию из жизни ребенка. Если же это невозможно, постарайтесь хотя бы сгладить остроту восприятия. Например, объясните, что в таких событиях, как развод, болезнь, смерть близких, нет его вины. Ведь дети даже школьного возраста могут считать себя и свое поведение причиной семейных проблем. ∙
Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения (смеха, приятных слов, ласк) в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного (замечаний, упреков, наказаний). ∙ Добавьте в жизнь ребенка радости. Это не потребует больших усилий. Дети обладают способностью жить настоящим моментом, радоваться элементарным вещам и быстрее взрослых забывать неприятности. Профилактические меры ∙ С самого раннего детства важно дать возможность детям свободно
выражать любые свои эмоции. Особенно это касается мальчиков. Они и так проявляют меньше открытости, а родители часто устанавливают им еще большие запреты: «Ты же мальчик, ты не должен плакать», «Будущие мужчины не боятся ничего». ∙ Очень полезны так называемые эмоциональные прививки. Время от времени ненавязчиво рассказывайте случаи, в которых человек сталкивался с проблемами, похожими на те, с которыми сейчас столкнулся ваш ребенок - и, конечно, справился с ними! Еще лучше, если вы расскажете случай из
своего собственного детства. ∙ Примерно с подросткового возраста можно устраивать «философские уроки», когда по тому или иному поводу вы высказываете простые общечеловеческие истины: «Многие люди сталкиваются с такими проблемами», «В жизни есть место всему - хорошему и плохому», «Со временем трудности кажутся не такими значительными». ∙ И, пожалуй, главное - ваш собственный пример того, как относиться к жизненным трудностям. Дети жизнерадостных, уверенных в своих силах родителей почти не страдают
расстройствами настроения. Они с ранних лет усваивают оптимистичный стиль поведения и умеют противостоять любым трудностям. И качество это сохраняют на всю жизнь.