Здравствуйте, уважаемые родители!
В предыдущих выпусках мы уже говорили о том, как выбрать детский
сад. И вот свой выбор вы уже сделали. Как же теперь сделать так,
чтобы этот выбор устраивал и вашего РЕБЕНКА? Чтобы каждый раз, оставляя
ребенка в детском саду, вы уходили со спокойной душой, зная, что
ему хорошо и комфортно.
Когда вы решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то
постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому
событию. Ниже мы хотим познакомить вас с рекомендациями психолога
Екатерины Лошинской (журнал "Наш малыш"), которые помогут
вам и вашему ребенку гармонично войти в мир детского сада.
1. "Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все
будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте
при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность,
рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше
всего занять позицию осознанной необходимости.
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть
перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора
до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский
сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать
в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой,
вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету,
рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей.
Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам
удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно
и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому
малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень
хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой,
перед сном.
3. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием
аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте
меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество"
между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи,
что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если
ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до
конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься
о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о
детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем
и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы
с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят
идти в детский сад.
4. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский
сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в
любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет
не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные
процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать
пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру.
Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок
из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно
с точки зрения контраста температур.
5. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании
с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются
с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла,
ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму,
легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить
только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной
обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на
работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или
"Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"),
а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой
из окна.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие,
следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у
них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от
еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться
к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием
поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка
собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении
элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной
степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в
такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой,
создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться.
Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с
друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых,
а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что
он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за
временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно
расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите,
как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
6. Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения
детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая
ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы
неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих
детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно
здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить
разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя
компромиссный вариант.
Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания.
Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием,
что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную
группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом
и с "дежурной" мамой.
Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во
двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки,
которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш
прослывет жадным или все время будет находиться в тревоге за свою
любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться".
Огромное значение имеют первые два месяца в жизни ребенка в детском
саду. Мы их называем адаптационными.
Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда
Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет посещать детский
сад. Постарайтесь выяснить все интересующие Вас вопросы и в разговорах
подготовить ребенка к изменению в его жизни. Придите вместе с
ребенком в детский сад на прогулку, зайдите в гости к игрушкам
и детям, на праздник. Заинтересуйте малыша всем происходящим в
детском саду.
Первый день в детском саду, первое впечатление имеют для ребенка
огромное значение. Поэтому, заранее обсудите с воспитателем Вашей
группы, как подготовиться к этому дню, как его провести. Выберите
Вашему малышу полотенце, шкафчик, кроватку. Вечером подробно обсудите
с ребенком увиденное. Желательно обратить внимание ребенка на
радостные воспоминания дня и вызвать интерес к посещению детского
сада.
Если Ваш ребенок уже посещал детский сад и теперь идет туда
после отпуска, постарайтесь сразу настроить его на спокойную,
деловую обстановку детского сада, напомнить правила поведения,
режим дня, традиции и привычки, возникшие у ребенка в прошлом
году, вспомнить друзей.
Во время адаптационного периода желательно, чтобы ребенка забирала
мама, папа и другие близкие люди, в то время, на которое договорились
- это дает возможность воспитателю подготовить ребенка к уходу
домой и не обмануть его ожиданий. Постарайтесь не оставлять первую
неделю - две ребенка на тихий час.
Расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка.
Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов
особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите, как Ваш малыш
реагирует на большие коллективы детей, громкие звуки, как Вы его
успокаиваете, если он плачет…
Принесите в детский сад любимую игрушку, книжку или фотографию.
Это поможет малышу не чувствовать себя оторванным от дома, будет
частью его привычной обстановки.
С вниманием и интересом расспрашивайте ребенка о том, чем он
занимается в детском саду, радуйтесь за его успехи, хвалите за
старания, помогите воспитателю настроить ребенка на следующий
день.
Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателей и психолога
детского сада.
Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в
детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям,
сотрудникам.
Надеемся, что предложенные рекомендации помогут успешно адаптироваться
в новой жизненной ситуации не только детям, но и родителям!