Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Построить дом

  Все выпуски  

Художник-конструктор или дизайнер?


Стройка плюс дизайн Выпуск 2 от 2006-10-12
Продолжение. Начало статьи в 1-м номере рассылки.

Художник-конструктор или дизайнер?

Е.Б. Корягин,
заведующий кафедрой
"Инженерное обеспечение дизайна"
МГХПУ им. С.Г. Строганова





Кажется, "дало трещину" само понятие тектоники. Даже Дж. Пакстон не так потрясает - просто вроде бы взял и увеличил в размерах оранжерею Palm House, построенную в 1844 году в графстве Кент (уже из стекла и металла), придав ей план базилики, только очень большой и очень светлой, благодаря большим остекленным поверхностям. В итоге пришлось привыкать к тектоничности (к художественной выразительности!) металлических конструкций, материал которых имеет предел прочности больший, чем у камня и дерева. А тут еще Г. Эйфель взметнул ввысь свою башню, да не из проверенного тысячелетиями камня, подобно пирамидам (будем пока придерживаться этой версии строительства пирамид), а из металла. А. Дюма и Ги де Мопассан не восприняли это сооружение как художественно осмысленное выражение работы материала. Им это позволительно, а дизайнеру - нет.

Вместе с тем в последнее время дизайнеру все труднее становится осознать свойства инновационных материалов, обладающих неизвестными ранее характеристиками, усвоить возможности новых технологий. Иногда такое незнание простительно, потому что дизайнер не так уж часто имеет дело с предельными нА-грузками в проектируемой конструкции. Это в авиации прочность не может обеспечиваться за счет излишнего веса конструкции, а обводы самолета, его форма должны пройти испытания в аэродинамической трубе. А вот компьютер и "мобильник" не конструируются исходя из предельных толщин, хотя современный дизайн сделал почти обязательным требование к уменьшению материалоемкости изделий, и потому понимать работу деталей проектируемой конструкции дизайнеру все-таки не-обходимо.

В практике современного отечественного дизайна переплелось множество вчера еще не учитываемых нами факторов, среди которых - особенности запросов нового заказчика, ре-конструкция самой системы дизайна, стилистика которого в советское время долго оставалась в рамках концепции функционализма (или "Браун-стиля"), что, в свою очередь, объяснялось состоянием технологий, на которых базировался дизайн. В таких условиях, даже оставаясь на прежнем, пониженном в 80- 90-е годы, уровне инженерных знаний, можно сегодня преуспеть в финансовом плане, но завтра этого окажется недостаточно, особенно если вдруг заработает отечественное производство и предметный дизайн окажется востребованным. В наши дни обсуждать успехи отечественного предметного дизайна сложно даже после посещения ежегодных выставок Союза дизайнеров России по причине отсутствия предмета обсуждения. Но если отечественное производство действительно заработает, то придется вспомнить, что не однажды в истории дизайна новые принципы формообразования появлялись - напрямую или опосредованно - как результат освоения инновационных технологий дизайнерами, которые неплохо владели технической стороной проектирования. Так Г. Дрейфус для телефонного аппарата фирмы "Белл" применил порошковую спекаемую пластмассу, надолго определив пластику этого изделия. Н.Б. Геддес предложил дизайну стиль обтекаемых форм, учитывая аэродинамику высоких скоростей. Перейдя от концепции "Текне-3" к "Программе-101" дизайнеры компании "Оливетти" объяснили этот шаг появлением новой технологии вакуум-формования листовых пластмасс. Поэтому давать будущему дизайнеру знания в отношении свойств материалов и особенностей работы элементов конструкции нужно, и мы постоянно будем искать формы такого обучения.

Но здесь-то и начинаются проблемы.

Дело в том, что уменьшение роли инженерной подготовки в процессе обучения дизайнера вовсе не было результатом, скажем, снижения квалификации преподавательского состава или перегруженности учебной программы. Просто само собой приходило осознание не-востребованности этих знаний. Всем было ясно, что технические знания дизайнеру необходимы, но сами дизайнеры не были нужны. Известные мне статистические данные свидетельствуют, что лишь 2% выпускников кафедры дизайна МВХПУ (б. Строгановское) в советские времена занимались проектной деятельностью как художники-конструкторы, зато хороший профессиональный уровень вузовского образования позволял им работать в самых разных областях - от полиграфии до архитектуры.

Вспомним также, что прежняя социальная система давала возможность "безвозмездно, то - есть даром" получить второе высшее образование, нужно было только решиться на этот шаг до 40 лет, - а это вполне работоспособный возраст. В дизайн тогда пришло много инженеров, настолько много, что было даже открыто вечернее отделение, дававшее возможность получить диплом художника-конструктора за 3,5 года.

В общем, до конца "застойного периода" и программы подготовки художников-конструкторов, и профессиональный уровень преподавателей-конструкторов - а они в большей части были инженерами промышленных предприятий или проектных организаций, работавшие по совместительству, гарантировали очень даже неплохое инженерное обеспечение дизайна.

Однако, начиная с 90-х годов, размышления о перспективах инженерной подготовки дизайнера стали давать все меньше оснований для оптимизма. Причем эта бесперспективность приобретала системный характер.

Если в советские времена не было повода для разговора о наличии у нас системы дизайна ("были дизайнеры, но не было дизайна"), то теперь ситуация существенно изменилась: как никогда оказался востребованным графический дизайн ("реклама - двигатель торговли"), и в теперешнем МГХПУ им. С.Г. Строганова это очень хорошо видно по количеству абитуриентов, желающих обучаться на соответствующей кафедре. А вот предметный дизайн и пока еще не слишком ясно обозначивший свои границы дизайн среды, где инженерный аспект является непременным элементом профессиональной подготовки, пока ждут своего заказчика, которым и должен будет стать тот самый таинственный "отечественный производитель", которого нас все время призывают поддержать. Ну как тут не вспомнить фразу из описания первой всероссийской промышленной выставки 1829 года: "Россию губит ее богатство"! Только место сакраментальных "льна, пеньки и сала" сегодня заняли газ, нефть, минтай, лес и т.д. А что произойдет, если мы вдруг все-таки выполним задуманное и начатое Петром Великим и начнем не только торговать, но и производить?.. Тогда не обойтись без дизайнера, знакомого и с принципа-ми формообразования промышленной продукции, и с инженерным аспектом этой деятельности, а не только рисующего красивую картинку, эффектно расположенную на планшете, да еще выполненную при помощи всемогущей компьютерной графики.

Будет ли вуз к тому времени еще в состоянии дать будущему специалисту инженерную часть знаний? Ответ на этот вопрос складывается сейчас, и происходит это не слишком успешно.

Во-первых, дизайнерские кафедры дизайнерских вузов не в состоянии обеспечить воспроизводство преподавателей инженерных дисциплин - их могут готовить только технические вузы.

Во-вторых, их не готовят и технические вузы, и это никакой не парадокс. В этих учебных заведениях получают образование специалисты различного профиля: у нас действуют авиационный и автодорожный институты, существует институт автоматики и телемеханики, а есть химико-технологический. Из их стен выходят инженеры-механики, специалисты по радиооборудованию, химическим технологиям и т.д. И как раньше мы мечтали о том, что дизайнер должен знать все, так применительно к инженеру-преподавателю мы говорим, что хорошо, если бы это был инженер, который знает все и обо всем! Конечно, ни в какие квалификационные требования такого условия не заложишь; там можно записать, что специалист должен иметь высшее техническое образование и, желательно, опыт проектной или практической работы по эксплуатации техники. В действительности, для преподавания инженерных дисциплин в художественно-промышленном вузе или на соответствующем факультете нужен, скорее всего, инженер-механик или инженер-конструктор, но разбирающийся в электротехнике, радиотехнике, оптике, технологии материалов и… всех остальных отраслях техники, перечень которых составит очень длинный список.

Вспоминаю, как однажды для консультации одной дипломной работы мною был приглашен коллега из расчетной бригады родной мне авиационной фирмы. Какую пространственно сложную ферменную конструкцию он рассчитал! В ней не осталось и десятка килограммов лишнего веса, она получилась на загляденье красивой! Но предложить затем что-нибудь по части осветительного оборудования он не смог, просто отказался, честно сославшись на некомпетентность. Так что не всякий, даже очень квалифицированный, инженер подходит для преподавательской работы.

К тому же в работе этой важно наличие некоего чисто субъективного качества, - необходимо стремление к преподаванию именно в дизайнерском вузе, должно быть интересно консультировать проекты, иногда почти сумасшедшие с точки зрения инженера, когда появляется прямо-таки спортивный интерес: а как бы все же сделать грамотную конструкцию, которая бы сохраняла объемно-пространственный замысел проекта, хотя проще было бы сказать, что так делать нельзя!

Раньше такие специалисты приглашались с предприятий, часто - для работы по совместительству. Те, кто жил и работал в "застойное" время, помнят, что зарплата советского инженера была поводом для анекдотов. И потому работа по совместительству была все-таки добавкой к этим смешным деньгам. Нынешняя оплата труда преподавателя вуза может вызвать еще больший смех, чем прежняя зарплата инженера, привлечь которого для работы, даже по совместительству, становится проблематично; кто-то уговаривает взяться за такую работу своих родственников, кто-то коллег и друзей, которые часто и зарплату здесь забывают получать, - их основные доходы несоизмеримы с этим "пособием". Учитывая разнообразие требований к профессиональным и личностным качествам преподавателя инженерных дисциплин в творческом вузе, можно понять, насколько становится сложно искать смену уходящим кадрам.

Потому и падает уровень инженерной подготовки студентов-дизайнеров, а в коммерческих вузах этих дисциплин часто вообще нет, отсутствует, кажется, сама проблема инженерного решения проектируемых конструкций, считается, что такие красивые понятия, как "крестив" и "стиль", позволяют игнорировать инженерный аспект.

Если к будущим специалистам в области графического дизайна уже предъявляются высокие требования в части владения компьютерными программами - это становится непременной технической частью их профессии, то в промышленном дизайне и дизайне среды складывается парадоксальная ситуация: похоже, не конструктор отвечает за инженерное сопровождение дизайнерской работы, а наоборот, художник осуществляет некое дизайнерское обеспечение инженерного проекта. Те, кто начинал свою работу во времена становления отечественного дизайна в 60-70-е годы, уже "проходили" это. Они хорошо знакомы с такой формулой: "Мы тут сделали один интересный объект, а вы нам придумайте для него красивую окраску!". Неутешительная аналогия: ведь в 60-70-е годы плановому хозяйству дизайн не был нужен.

Дизайн как профессиональная деятельность является неотъемлемой частью экономической системы только при наличии конкурирующих производителей. Именно в условиях такого производства дизайн становится нужен, так как именно он придает производимой продукции качества, делающие ее привлекательной для потребителя, конкурентоспособной. Если работа дизайнера ограничивается лишь поиском эффектной формы изделия, то это не более чем "стайлинг" или "стилизм", что, как известно, является "легким жанром" дизайна и потому - наименее значимым. Более радикальное изменение функционально-эстетической сущности предмета предполагает погружение во внутреннюю структуру изделия, понимание особенностей работы конструкции, знание возможностей материалов.

Все это в равной степени относится к самым различным направлениям предметного и средового дизайна, будь то машиностроение или бытовая техника, оборудование аттракционов или выставок, средства связи, организация открытых праздничных пространств и т.д. Если данная сфера производства получит импульс к развитию, то со всей неизбежностью на рынке столкнутся интересы производителей, которые для обеспечения конкурентоспособности свое-го товара не смогут обойтись без дизайнера.

Поэтому, возвращаясь к названию статьи, можно согласиться с тем, что все-таки был некий смысл в названии профессии, точно определявший объем знаний специалиста: художник-конструктор.

http://www.ard-center.ru
Рассылка подготовлена по научным материалам:
Е.Б. Корягин,
заведующий кафедрой
"Инженерное обеспечение дизайна"
МГХПУ им. С.Г. Строганова,
2006 год



Наша рассылка призвана развить соединение подходов дизайнеров, конструкторов и строителей.
Приглашаем Вас соединить вместе с нами отрасли знаний и творчества в одно лицо специалиста, Проффессионала с большой буквы.


Рассылка home.build.stroykaplus :: Архив Рассылки :: Выпуск 2 от 2006-10-12

В избранное