Е.Б. Корягин,
заведующий кафедрой
"Инженерное обеспечение дизайна"
МГХПУ им. С.Г. Строганова
Уже в первых школах дизайна -
Баухаусе и ВХУТЕМАСе - были осознаны
значимость точных наук и необходимость
учета технического аспекта в подготовке
будущего специалиста. Это и понятно:
ведь концепция функционализма,
сформулированная еще Г. Земпером,
в качестве явлений, определявших
эволюцию форм рукотворной природы,
выделяла материалы, из которых
выполняется изделие, и технологию
их обработки, то есть те факторы, которые
либо полностью, либо в значительной
степени относятся к ведению инженерии.
В понимании конструктивистов именно конструкция была призвана определять эмоциональную выразительность изделия, как прежде в искусстве это делала композиция.
В частности, в творчестве неопластициста Г.-Т. Ритвельда мы видим то же влечение к конструкции. Если в первых его работах, таких как "The soldier`s chair" и др., больше обращают на себя внимание художественные средства обеспечения выразительности - цвет, фактура материала, симметричность или асимметричность композиции, то в стуле "Зигзаг" 1930 года именно технология поставлена в основу образного решения изделия.
Восприняв сформулированную в Европе новую концепцию, коммерческий дизайн США, хотя и не выступает правоверным функционалистом, тем не менее, оставляет технический аспект значимым в методе проектирования. Первым проявлением технической составляющей в коммерческом дизайне считается стиль обтекаемых форм, или аэродинамический стиль, оправдывающийся эксплуатационными требованиями. Лишь позже, закрепившись в массовом сознании, аэродинамический стиль стал определять форму других предметов, например пластику дверных
ручек, - таково уж влияние моды в коммерческом дизайне.
В послевоенный период, когда происходило становление мировой системы дизайна, в рамках Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) встал вопрос о содержании учебных программ, нацеленных на подготовку специалистов данного профиля. Естественно, на Западе и речи не было о том монстре, который у нас именуется "Стандартом высшего образования", - там просто определялся необходимый комплекс знаний, усвоение которых могло гарантировать будущему дизайнеру успешную работу в профессии, причем это решали люди,
хорошо знакомые с практикой дизайна, хотя и с различным пониманием задач данного вида проектной деятельности. Уже тогда для всех было совершенно очевидно, что в образовательные программы по специальности Industrial design должны войти инженерные знания. Как был реализован этот принцип, впоследствии нашедший отражение в практике фирмы Braun, можно видеть на примере программы Ульмской высшей школы формообразования, особенно в период руководства ею Т. Мальдонадо.
Сложность заключалась только в том, как втиснуть в объем учебных дисциплин все то, что необходимо усвоить дизайнеру, который, как предполагалось, должен знать все, но не в ущерб общехудожественной подготовке. Как остроумно говорилось в одном комментарии, "…пока руководители учебных заведений решали, где взять часы на инженерную подготовку, студенты не без удовольствия занимались живописью".
Вопрос этот так и остался не решенным до конца. Когда во время выставки "Дизайн США" (1990 год), проходившей в течение года в 10 городах Советского Союза, я задал вопрос о преподавании инженерных дисциплин административному директору Исследовательского центра конструирования и дизайна Института Карнеги в Питтсбурге г-же Жоржет Х.Димз, она так искренне воскликнула: "Ой, не говорите, с этим попрежнему проблема", что я понял - каждый решает вопрос об инженерной подготовке дизайнера, как может.
В послевоенный период начинается новый этап истории отечественного дизайна. Постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 года декларировано создание государственной системы дизайна. Решение это счастливо совпало с укрепившейся в мире модой на "Браунстиль", то есть с последним взлетом функционализма.
Совпадение оказалось удачным по всем статьям. Во-первых, выяснилось, что в арсенале отечественного дизайна есть немало такого, что наработано пионерами отечественного дизайна в стенах родного ВХУТЕМАСа, причем эти наработки оказались очень актуальными, независимо от того, касались ли они принципов формообразования, колористики, трансформируемости изделий, модульности и т.д. Во-вторых, не будем забывать, что служба дизайна была введена в нашей стране постановлением Совета Министров, а не родилась как органичный
элемент производственной системы. Вспоминаю, как на той же выставке "Дизайн США" на одном из семинаров кто-то из американских коллег никак не мог взять в толк, что за неразрешимую загадку ему загадали? А вопрос звучал так: "Как Вы представляете себе развитие дизайна в условиях дефицита?". Кончилось тем, что все дружно рассмеялись, потому что система дизайна не может сформироваться и действовать в условиях дефицита: потреблено будет все, что произведено.
Потому-то художникам конструкторам приходилось тогда доказывать свое право на существование, убеждать в справедливости принимаемых ими проектных решений. А доказывать в рамках функционализма проще: на любое "почему?" можно ответить "потому что…". Однако такое положение вещей требовало исключительно грамотной и тщательной проработки инженерной части дизайн проекта. К тому же в работе над проектом необходимо было учитывать довольно ограниченные технологические возможности отечественных предприятий, особенно
тех, что заняты производством товаров широкого потребления.
Эти особенности определили важное место инженерно-технических дисциплин как в учебной программе кафедры дизайна МВХПУ(б. Строгановское) в 60-70-е годы, так и в программе ЛГХПУ им. В.И. Мухиной.
Так, на 3-м, 4-м и 5-м курсах обучения, предмету "Конструирование и техническое черчение" отводилось 338 часов, к которым нужно добавить еще часы на консультации в связи с выполнением курсовых и дипломного проектов. Однако с течением времени уровень инженерной подготовки как-то опустился. Причин тому слишком много, и повлиять на большинство из них никак не в наших силах. Ну, можно ли было представить, что учиться на дизайнерские кафедры придут выпускники школы, у которых не было уроков черчения. Или что на
лекции будет сидеть курс, более чем на 90% состоящий из девушек, которых с большой долей вероятности трудно заподозрить в любви к технике. Я понимаю, что какой-нибудь бабушке вовсе не нужно знать закон Ома, чтобы пользоваться бытовыми электроприборами, но когда в качестве курсового проекта детского игрового транспорта представлен, скажем, велосипед, у которого просто невозможно повернуть руль, то становится очевидно, что на "Основы конструирования" надобно потратить гораздо больше часов, чем их сейчас отведено.
Когда-то в отношении главного отличительного качества отечественной продукции можно было привести слова известной поговорки: "Неладно скроен, да крепко сшит"; сейчас эта характеристика равнозначна понятию "Смерть дизайну"! Действительно, в условиях периодической смены потребительских товаров на рынке, прочность на века не является обязательным требованием к этим продуктам. Но остается обязательным понимание принципов функционирования изделия, его конструкции, которые, конечно же, точнее всего определяются инженерными
формулами. В предметном творчестве есть такое понятие, как тектоника, - художественно осмысленное выражение работы материала или конструкции. Но чтобы эту работу "художественно осмыслить", ее нужно все-таки понимать! А это непросто. Иной раз кажется, что закономерности тектоники заселив нас на генетическом уровне за тысячелетия использования в качестве конструктивных материалов дерева, кирпича, камня. Пирамиды Джосера и Хеопса, колонны храмов в Карнакеи Парфенона, кладка готических сводов, до которой, думается,
невозможно было дойти без знания сопромата, изящество куполов Брунеллески и Микеланджело и вдруг - непривычно тонкие (металлические!) колонны Лабруста в библиотеке Св. Женевьевы.
Рассылка подготовлена по научным материалам:
Е.Б. Корягин,
заведующий кафедрой
"Инженерное обеспечение дизайна"
МГХПУ им. С.Г. Строганова,
2006 год
Надеемся, читатель продолжит познание практического дизайно в следующем номере рассылки.
Художественная роспись стен в интерьере, ландшафтный дизайн.
профессиональные художники
креативный подход к каждому заказу
подготовительные работы
разумные цены
Творческая
Мастерская ArtRa - это художники и мастера, которые любят свою работу. Нести людям красоту - наше кредо. Мы делаем ваше помещение красивым и уютным. Настенные росписи могут до неузнаваемости преобразить даже производственное помещение. Например, стена современного цеха, вдруг превращается в пещерную стену с наскальным рисунком древнего человека. Профессиональная живопись и графика создает полную иллюзию присутствия в другом мире. Попробуйте преобразить свой офис и окружите себя прекрасным пейзажем. Хорошее настроение
сотрудников и имидж вашей фирмы - составляющие успеха.