Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ростов-Дом

  Все выпуски  

И все пойдет по плану. Генеральному


Генеральный план развития Ростова-на-ДонуГенеральный план Ростова – стратегический городской документ, оговаривающий основные принципы социального, градостроительного, экономического развития мегаполиса до 2025 года. Составлен С.-Петербургским институтом урбанистики. Утвержден городской Думой в 2007 году.

В качестве аналогичных генплану по своей глобальности документов, также определяющих развитие Ростова на столь длительный период, можно выделить:

При этом генеральный план Ростова по ряду принципиальных вопросов вступает с ними в противоречия. Вскоре после принятия генплана неоднократно поднимался вопрос о многочисленных изменениях, которые в него необходимо внести.

ЦИТАТЫ

Ирина ГришечкинаАвтор проекта генерального плана Ростова до 2025 года Ирина Гришечкина: “Развитие города следует сдерживать в прежних границах, поскольку сращивание мегаполиса с Аксаем и Батайском — не есть хорошо. В рамках реализации генплана мы рассчитываем, что к 2025 году площадь столицы ЮФО практически не увеличится. Для дальнейшей застройки достаточно свободных земель в западной части, есть резервы и в центре, которые освободятся после сноса аварийного жилья“.

Норальд НерсесьянцАвтор проекта генерального плана Ростова в 1971–2001 гг. Норальд Нерсесьянц: «Ростов давно пора объединять с Аксаем и Батайском. Я работал над данным проектом еще задолго до принятия генплана, в 90-х годах, но нынешнее законодательство не позволило претворить его в жизнь. Как архитектор я вижу, что эти города – единое целое. Независимо от содержания генплана, Ростов все равно срастется с ними, ничего страшного здесь нет, так развиваются все крупные города».


Историческое наследие

Дореволюционные генпланы Ростова

Памятник основателям Ростова. Справа — Александр Ригельман.

Памятник основателям Ростова. Справа — Александр Ригельман.

За всю историю существования Ростова было реализовано семь генеральных планов. Документом-прологом стал составленный Александром Ригельманом генплан строительства крепости Димитрия Ростовского в 1761–75 гг. Последняя являлась военным объектом, самого города на тот момент не существовало, но впоследствии она слилась с будущей столицей Юга.

Поэтому к самому первому документу  относят составленный архитектором Трофимом Шаржинским генеральный план, утвержденный в 1811 году императором Александром I. В ходе реализации этого генплана расположившуюся возле крепости Солдатскую слободу реорганизовали в город Ростов с восемью улицами и шестью переулками. (Подробности см.: «Откуда брались ростовчане».).

После этого в дореволюционные времена на территории Ростова было реализовано еще два генеральных плана, утвержденных в 1845-м и 1868 гг. Последний дореволюционный генплан был принят в 1914 году, однако его не дали претворить в жизнь I мировая война и революция. Аналогичная судьба постигла и первый советский генеральный план Ростова 1940 года. По завершении Великой Отечественной войны документ пришлось полностью переписывать, поскольку город превратился в руины…

Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова

Послевоенное восстановление РостоваВ 1945 году был утвержден генплан восстановления и реконструкции города, разработанный архитектором Яном Ребайном1.
К наиболее масштабным проектам можно отнести следующие:

  • Двукратное улучшение жилищных условий для ростовчан.
  • Строительство городской набережной.
  • Соединение районов Ростова трамвайными путями.
  • Высадка рощ вокруг города.

Вместе с тем в ходе реализации генерального плана восстановления и реконструкции Ростова ряд крупных проектов так и не удалось претворить в жизнь (как отмечают архитекторы, ни один из генпланов не был реализован на 100%). Так два проекта были перенесены в генплан 1971–2001 гг., а из него уже «перекочевали» в современный документ.

К таковым относятся:

  • Строительство ниже Театрального спуска к Дону.
  • Строительство на Левом берегу Дона парка для отдыха ростовчан.

Генеральный план развития Ростова в 1971–2001 гг.

Ростов советскийПо оценкам архитекторов-современников, последний генеральный план Ростова удалось реализовать примерно в отношении «50:50». В частности, на момент принятия нового генплана город примерно
на 1,5 кв. метра перевыполнил социалистический план по обеспечению ростовчан жильем, оговаривающий
18 кв. метров на человека. Для этого были построены периферийные «спальные» районы. Одновременно город удалось обеспечить большинством запланированных объектов социальной инфраструктуры, практически со 100-процентной точностью сбылся прогноз по будущей численности населения.

Вместе с тем вследствие ограниченности финансирования ряд запланированных старым генеральным планом Ростова мер осуществлялся крайне медленно. Например, застраивая периферийные земли, город мало уделял внимания реконструкции исторического центра, ныне изобилующего аварийным и ветхим жильем.

Еще одно слабое звено мегаполиса — дороги, которые были построены на 50% от предусматриваемых объемов в старом генплане. При этом в Ростове успешно перевыполнен прогноз по автомобилизации, и  на сегодняшний день уровень обеспеченности горожан личными авто на 1000 горожан превышает 300 машин (при запланированном в советские времена показателе не более 200 автомобилей) с учетом многочисленного транзитного транспорта, а также регулярно приезжающих водителей из окрестных населенных пунктов.

Авторы прежнего генерального плана Ростова не могли предвидеть последовавшего
в 90-х годах прошлого века распада СССР, коренным образом изменившего жизнь мегаполиса. Генплан предполагал более авторитарные методы застройки. Например, документом не предусматривалось строительства на территории донской столицы частных домовладений, предполагалось развивать город «компактно» — учитывая, что  среди всех «миллионников» России Ростов располагает наименьшими объемами свободных земель.

Общестратегические вопросы генерального плана Ростова до 2025 года2

Новые принципы застройки

Так строить больше нельзяПроизошедшая смена строя и жизненных ценностей (в прежние времена первичными считались интересы государства) существенно обострила исторические проблемы Ростова, связанные с дефицитом земельных ресурсов и дорожной инфраструктуры. Застраивать город исключительно компактными «многоэтажками», запрещая возводить частное жилье, теперь бессмысленно.

При этом дальнейшее развитие мегаполиса в северном, восточном и южном направлениях сдерживают расположенные по соседству города-спутники. Командно-административным методом присоединить их к городу-ядру, как делалось в прежние времена, также не представляется возможным. Поэтому в нынешнем генеральном плане Ростова основная ставка была сделана на эволюционный путь развития

Прогноз численности населения

Согласно демографическому прогнозу, в ближайшие годы должен прекратиться спад населения и в случае развития оптимистичного сценария генплана численность населения ростовчан должна увеличиться, правда, весьма символически — на несколько десятков тысяч. Одновременно разработчики генерального плана Ростова заглянули и дальше – в 2030 год. По их прогнозам, в этот период город ожидает новый демографический спад, поскольку не родятся детей от детей, «не рожденных» в настоящее время.

Уровень жизни

При составлении нового генерального плана Ростова разработчики опирались на тот факт, что страна переживает постиндустриальный период развития. А в связи с этим не были запланированы интенсивный рост промышленности, наблюдавшийся в первые пятилетки реализации генплана 1971–2001 гг., крупнейших градоформирующих предприятий либо строительство новых значимых промышленных объектов. Если накануне принятия документа 60% населения мегаполиса работают в промышленности, а 40% — в сфере услуг, то
к 2025 году эти пропорции должны измениться «с точностью до наоборот».

Вместе с тем в рамках генерального плана предполагается, что к 2025 Ростов сумеет улучшить качество жизни, развиваясь преимущественно как торговый город, перераспределяющий жизненные блага, а также как столица ЮФО.

Жилищная обеспеченность

Одной из приоритетных задач нового генерального плана Ростова является резкое улучшение жилищных условий горожан. Предполагается, что в 2025 году 18 кв. метров жилья (показатели, предусмотренные генпланом 1971–2001 гг.) будет приходиться только на малоимущих ростовчан, проживающих в социальных квартирах и домах. Представители более обеспеченных слоев населения будут жить более комфортно: средняя жилищная обеспеченность составит 31 кв. метр.

На момент принятия генерального плана общая площадь жилья в Ростове составляла около 20 млн кв. метров. До 2025 года генпланом предполагается построить 14–15 млн кв. метров нового жилья — фактически еще один город, обеспеченный необходимой социальной и хозяйственной инфраструктурой. При этом документ практически не предусматривает расширения ныне существующих границ у мегаполиса, переживающего острый дефицит земельных ресурсов.

Решение земельного вопроса

В рамках реализации генерального плана Ростова периферийное жилищное строительство намечено развернуть в западной части города. Кроме того, ликвидировать земельный дефицит предполагается за счет перевода территорий многочисленных садово-огородных товариществ в жилой фонд (с обустройством необходимой инфраструктуры), сноса ветхого и аварийного жилья, а также переселения некоторых промышленных предприятий за городскую черту или на окраины.

 Портрет Ростова по завершении реализации генерального плана в 2025 году:

Перенос центра города

В ходе реализации генплана Ростова предполагается частичный переезд ныне забитого транспортом административного центра мегаполиса на участок в границах улиц Ленина-Нансена. Сюда будут переселены многие административные учреждения с Большой Садовой, благодаря чему удастся  частично разгрузить главную улицу столицы ЮФО. Ул. Ленина и Нансена станут ее «дублерами» — например, здесь предполагается вести высотное офисное строительство.

Примечательно, что в рамках генерального плана Ростова это будет уже третий за историю мегаполиса переезд административного городского центра, поскольку в XIX веке самая главная улица смещалась в северном направлении дважды: с нынешней ул. Станиславского на Московскую и с Московской — на Б.Садовую.

Еще один из крупнейших проектов в городском центре, взятый из прежнего генерального плана Ростова, — продление улицы Набережной до реки Кизитеринка (окрестности «Ростсельмаша»). Эта улица продолжит оставаться местом отдыха ростовчан, и одновременно выполнять функцию транспортной магистрали.

Левый берег Дона и Зеленый остров

Восточную часть Левого берега Дона генеральным планом Ростова планируется развивать исключительно как зону для отдыха, поскольку она, будучи поймой реки, служит «легкими» мегаполиса, западную — как промзону (границей между ними является Ворошиловский мост).
В восточной части Левбердона предполагается построить парк и стадион.

По замыслу разработчиков генплана Ростова, добраться сюда можно будет с Театральной площади на новом виде транспорта — канатной дороге, которая будет проходить через Зеленый остров, превращенный в «Аква-Сити».

Новые районы Ростова

В ходе реализации генплана основные объемы жилищного строительства намечено развернуть в западной части мегаполиса. К 2025 году здесь планируется возвести два новых района:

  • Левенцовский район с ориентировочной численностью населения в 90 тысяч человек.
    На сегодняшний день здесь вводятся в эксплуатацию дома первой очереди будущего жилого массива.
  • Кумженский район. Реализация данного проекта на сегодняшний день не начиналась, его целесообразность вызывает большие сомнения.

Дороги

Большой объем работ в рамках реализации генерального плана Ростова намечен по строительству новых объектов дорожной инфраструктуры. С учетом ожидаемого авторами генплана 2–3-кратного автомобильного прироста предполагается полностью изменить транспортную инфраструктуру мегаполиса. В качестве примера крупнейшего проекта, который уже реализуется, стоит привести строительства крупнейшего в городе моста в створе улицы Сиверса. Введенный в эксплуатацию объект можно будет воспринимать как первую очередь будущего транспортного кольца мегаполиса.

Метро, аэропорт, новый вокзал


Разработчики генплана Ростова предлагали зарезервировать для потомков земли под будущие станции метрополитена. Аналогичная консервация предусматривалась и для другого финансовоемкого проекта по выносу за городскую черту аэропорта, что также предполагалось осуществить еще к 2001 году. Вместе с тем была обозначена необходимость строительства второго железнодорожного вокзала в восточной части мегаполиса.Помимо канатной дороги, авторы генерального плана Ростова намеревались обеспечить мегаполис к 2025 году еще одним новым видом транспорта — скоростным трамваем, который рассматривался как суррогат городского метро. При этом проект строительства в городе метрополитена, предусмотренного генпланом
1971–2001 гг., предполагалось перенести в следующий генеральный план Ростова, который будут принимать
после 2025 года, поскольку, по оценкам авторов документа, в нынешние времена у города не хватит финансовых возможностей реализовать данную идею.

Анализ генерального плана Ростова 2007–2025 гг.

Критика генплана

В ходе слушаний генерального плана местными экспертами выдвигались многочисленные критические замечания, ставящие под сомнение целесообразность принятия такого документа. В качестве наиболее глобальных возражений можно привести следующие тезисы, на основании которых проект подлежал даже не корректированию, а полной переработке:

Зачем лишать город
легких?

Зачем лишать город легких?

▪ Наиболее резкую критику вызвала выдвигаемая авторами генерального плана Ростова идея строительства Кумженского района. Данный проект рассматривался еще в 60-х годах прошлого века, однако от него отказались, как от экономически нецелесообразного, поскольку жить здесь опасно, а необходимые берегоукрепительные работы являются финансовоемкими и могут сказаться на себестоимости периферийного жилья. Одновременно в ходе застройки город лишится Кумженской рощи. Кроме того, по оценкам местных архитекторов, в случае строительства в западной части Ростова сразу двух районов, Левенцовского и Кумженского, мегаполис окажется парализованным в транспортных заторах (пр. Стачки и путепровод в створе ул. Текучева не справятся с машинопотоком).

  • Отложенный еще на 25 лет нынешним генпланом Ростова переезд за городскую черту ростовского аэропорта является жизненно необходимой задачей и для всего мегаполиса, и самих авиаторов. Нынешний объект не только создает колоссальный дискомфорт. Географическое месторасположение препятствует модернизации и созданию в окрестностях столицы ЮФО аэропорта международного класса, что негативно сказывается на развитии экономики.
  • В случае переезда аэропорта сама собой отпадает необходимость строительства в западной части города второго района, поскольку новый жилой массив можно будет построить на территории нынешнего аэровокзала. В результате Ростов будет развиваться гармонично.
  • Выдвигаемая в генеральном плане Ростова идея строительства путей скоростного трамвая как альтернативы метро крайне неубедительна. Скоростными путями необходимо связать западную часть города с центром. Прокладывать такую дорогу девятиметровой ширины над землей негде за исключением пр. Стачки, с которого несколько лет назад из-за дефицита места убрали обычные трамвайные рельсы, имеющие ширину шесть метров. Если же спускать скоростной трамвай под землю, город фактически получит все то же дорогостоящее метро.
    Автомобильные пробки - бич Ростова

    На пр. Стачки трамвай не поместится

  • В генеральном плане Ростова практически не рассматривались вопросы взаимоотношения мегаполиса и городов-спутников.

2. Опровержение временем

Как показывают предварительные результаты, нынешний генеральный план Ростова оказался достаточно слабым документом, о чем свидетельствует обилие вносимых поправок. Наиболее наглядными опровержениями являются:

1. Вопреки выдвигаемой версии, в Ростове началось проектирование метрополитена. Под реализацию данного проекта создано специализированное предприятие.

2. Генплан предполагал минимизировать процесс экспансии Ростова на территории примыкающих населенных пунктов, считая, что развитие города должно осуществляться за счет качественного освоения имеющихся земельных ресурсов2. А тем временем в ходе составления документа Ростов хаотично начал застраивал территорию Аксайского сельского района, эти же земли частично оказались поглощенными разрастающимся городским кладбищем. И вскоре после утверждения документа началось строительство городов-спутников Ростова, лежащих на землях сразу двух муниципальных образований: мегаполиса и близлежащего соседа.


Эти и другие материалы - на сайте "Ростов-дом".
До встречи в следующем выпуске.
Ведущая рассылки Маша ЗАХАРОВА.

 


В избранное