Беспроводные технологии GSM модули Cinterion в проектах ЭРА ГЛОНАСС и eCall
Предлагаем обзор GSM модулей Cinterion серии Automotive, разработанных для применений в проектах ЭРА ГЛОНАСС и eCall.
Cтартовавший в 2009 году российский государственный проект ЭРА ГЛОНАССза два года преодолел основные этапы нормативно-правовых согласований: был создан проект системы, а также разработаны прототипы автомобильных терминалов и платформы «ЭРА ГЛОНАСС». Недавно ОАО «НИС», официальный оператор программы «ЭРА ГЛОНАСС», объявил о планах запуска пилотных зон системы в Москве
и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Запуск планируется в конце 2011 года. Для испытаний будут задействованы до 100 образцов навигационно-бортовых терминалов ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС/GPS), которые ОАО «НИС» готово закупить у российских производителей.
Эта новость означает официальное открытие российского рынка бортовых GSM терминалов в рамках проекта «ЭРА ГЛОНАСС». Для любого производителя, принявшего успешное участие в пилотных испытаниях проекта ЭРА ГЛОНАСС, гарантирована государственная сертификация испытанной продукции и разрешение на монтаж в сервисных автоцентрах РФ уже в 2013 году. Для
наиболее успешных производителей участие в пилоте в дальнейшем означает заключение долгосрочных контрактов с автомобильными заводами России на поставку собственной продукции. Объем этого динамично развивающегося рынка в 2009 году составил более 300 тысяч проданных автомобилей, перспектива прироста на ближайшие несколько лет оценивается в 30%-70% ежегодно.
Успех разработки любой электроники напрямую зависит от выбора комплектующих, позволяющих собрать недорогой прибор с заданными техническими характеристиками. Для бортового терминала «ЭРА ГЛОНАСС» такими компонентами являются модуль спутниковой навигации с поддержкой ГЛОНАСС и GSM.
Сегодня на рынке появились компактные и недорогие чипсеты и модули ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, но их выбор невелик и не поставит разработчика в тупик. С
GSM модемами ситуация иная: во-первых, рынок этих приборов хронологически старше и представлен внушительным числом игроков, во-вторых, технология GSM получила глобальное распространение, вследствие чего GSM модемы широко применяются в самых разных отраслях промышленности и в быту. Существуют разработки универсальные и выполненные под определенные задачи, с набором специфических функций и без. Поэтому выбор оптимальной модели под конкретную задачу требует детального изучения рынка.
Среди огромного числа производителей GSM модулей, поставляющих свою продукцию на российский рынок, немецкая фирма Cinterion выделяется благодаря широкому ассортименту
и промышленно-ориентированным решениям. В 2009 году Cinterion представила шестое поколение GSM модулей своей известной серии Automotive («Автомобильная»), специально разработанной в рамках европейского проекта eCall, аналога и прототипа российской ЭРЫ ГЛОНАСС и применяемой в системах экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия.
Серия Automotive «Автомобильная» серия GSM модулей Cinterion, предлагаемая для проектов eCall и ЭРА ГЛОНАСС, представлена тремя моделями: AC75i, AC65i, AGS3.
Все эти GSM модули разработаны для комплектации коммуникационных бортовых устройств, устанавливаемых на движущиеся объекты (автомобили).
В рамках проектов eCall и ЭРА ГЛОНАСС задачей такого бортового устройства (GSM терминала) является контроль состояния автомобиля (сбор данных с автомобильных датчиков, тахометра) и получение его текущих GPS или ГЛОНАСС координат в реальном времени. При определении неполадки или внештатной дорожной ситуации терминал активирует работу встроенного GSM модуля, и тот автоматически передает набор данных об аварийном автомобиле на пульт диспетчера службы экстренного реагирования по сети GSM, используя
in-band канал. Модем также активируется кнопкой экстренного вызова диспетчера, устанавливая двустороннюю голосовую связь между водителем пострадавшей машины и диспетчером.
Эксплуатация в автомобилях, потенциально подверженных ударам и повреждениям, накладывает на GSM модули ряд требований. GSM модуль должен передать аварийные данные при любых условиях, в том числе при возгорании, ударе, опрокидывании автомобиля. Высокие требования к прочности обусловили реализацию GSM модулей серии Automotive на элементной базе повышенной надежности, а также использование специальных «автомобильных» возможностей (automotive features), среди которых:
диагностика внешних антенн,
мониторинг стабильности приёма радиосигнала,
расширенные возможности контроля и управления температурой,
экстренный голосовой вызов при превышении порога
температуры (возгорание).
Все GSM модули Cinterion серии Automotive полностью совместимы с техническими требованиями Еврокомиссии
по проекту eCall и ЭРА ГЛОНАСС. Модули AC65i, AC75i, AGS3 разработаны и произведены в соответствии с европейским межотраслевым стандартом для автомобильной промышленности TS16949, а также более строгим немецким стандартом VDA 6.2.9. Все модули этой серии прошли испытания и имеют сертификаты 3GPP TS 51.010-1, ETSI EN 301 511 V9.0.2 для цифровых телекоммуникационных устройств. Версия in-band кодека, используемая
в серии Automotive, соответствует стандарту 3GPP TS 126 268 V 9.3.0.
Технические характеристики GSM модулей Cinterion Automotive
Серия
Automotive
Продукт
AC65i
AC75i
AGS3
Java™
EDGE
GPRS
Частотный
диапазон
QB GSM/GPRS
QB GSM/GPRS EDGE
QB GSM/GPRS
Встроенные процессоры
ARM9™
ARM9™
ARM9™
Управление
AT команды TCP/IP
AT команды TCP/IP
AT команды TCP/IP
Размеры, мм
33.9x45x3.3
33.9x45x3.3
33.9×29.6×3.2
Вес, г
8,5
8,5
5,5
Рабочий диапазон температур
-40C…
+85C
-40C… +85C
-40C… +85C
Передача данных
EDGE
класс 12
GPRS
класс 12
класс 12
класс 12
CSD
∙
∙
∙
SMS
∙
∙
∙
Интерфейсы
Антенный коннектор
SMP, 50Ω
SMP, 50Ω
через LGA
Межплатный коннектор
80-pin
80-pin
LGA
Аудио аналоговый/цифровой
2x/1x
2x/1x
2x/1x
Последовательные порты (ITU-T V.24)
2x
2x
2x
USB 2.0
∙
∙
∙
I2C
∙
∙
∙
SPI
ADC/DAC
2x/1x
2x/1x
Цифровые входы/выходы GPIO
∙
∙
Аудио возможности
Трехскоростной кодек для HR, FR, EFR
∙
∙
∙
Адаптируемый мультискоростной кодек ARM
∙
∙
∙
Улучшенная громкая связь, спецификация VDA
∙
∙
∙
Эхо- и шумоподавление
DTMF
∙
∙
∙
Специальные возможности
Дистанционное обновление прошивки (FOTA)
∙
∙
∙
Дистанционное обновление программного обеспечения (OTAP)
∙
∙
∙
Контроль заряда литиевых батарей
∙
∙
∙
Готов к использованию в eCall решениях
∙
∙
∙
Диагностика внешних антенн
2x
2x
2x
RLS-мониторинг (детектор глушения GSM сигнала)
∙
∙
∙
Расширенные возможности управления температурой
∙
∙
∙
Экстренный вызов при превышении температуры
∙
∙
∙
Разработка и производство в соответствии с TS16949
∙
∙
∙
RIL
драйвер
∙
∙
∙
Multiplex драйвер 3GPP 27.010 для Microsoft® Windows