Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru


         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

         Вашему вниманию предлагается новый номер "Заметок по еврейской истории". Редакции приходится всячески ограничивать объем издания, ибо опубликовать все, имеющееся в портфеле и заслуживающее внимания, вряд ли разумно: возможности и терпение читателя не беспредельны, да и память сервера ограничена. Но все равно своить отобранное непросто: так много разнообразных и интересных тем поднимают наши авторы.
         "Еврейский фактор во Второй мировой войне" изучает Иосиф Кременецикй. В этом номере рассматриваются причины возникновения войны. Автор сопровождает исторические факты своими воспоминаниями.


         Анализируя роль и участие евреев в этой войне, нельзя отрешиться от мысли, что им приходилось воевать не только со зримым врагом - гитлеровским фашизмом, но и с незримым, но ясно ощущаемым врагом - антисемитизмом, распространённым даже на неоккупированной территории. Сам автор, будучи в это время школьником, на себе почувствовал его смрадное дыхание во время эвакуации детей из Ленинграда в начале Великой Отечественной войны. Затаённый внутри антисемитизм прорывался наружу. Это чувствовалось и среди школьников.


         В моей заметке "Свое имя" (в этом номере -- новая редакция) идет речь о целой семье праведников из Голландии. Об этом тем более уместно вспомнить, что журнал выходит в свет накануне 27 января -- Дня памяти жертв Холокоста. Героическое поведение голландцев во время войны заслуживает специального разговора -- мало где в Европе антиеврейские действия немцев встречали такое сопротивление со стороны населения оккупированной стран.


         Через три дня после захвата еврейских заложников, 25 февраля 1941 года, профсоюзы призвали к забастовке, получившей название Февральской стачки. Это был беспримерный случай сопротивления: в оккупированной нацистами стране организована всеобщая забастовка рабочих и служащих -- от докеров и металлистов до работников банков и продавцов -- в знак протеста против еврейских погромов. Активисты разбрасывали листовки с такими словами: "Забастовка! Требуйте безусловного освобождения евреев! Проявите свою солидарность! Спасите еврейских детей от насилия и возьмите их в свои дома!". Стачка быстро охватила почти все города Голландии.
        

        В "Смыслах Торы" мы продолжаем публикацию глав новой книги Ицхака Арена в переводах Юлии и Владимира Вайсбергов. В этом номере обсуждается вопрос, кто может приносить жертвы. В частности, принадлежит ли еврейству вероотступник.

         В "Израильских хрониках" Вадим Роттенберг и Арье Барац рассуждают о "политической левизне".

        Интересную тему -- СССР и сионизм -- поднимает наш новый автор Нетанель Канторович.

         Алан Дершовиц - профессор права Гарвардского университета и автор недавно вышедшей книги "Почему терроризм работает" -- рассматривает отношение к Израилю со стороны. Предлагаемая статья основана на его речи, произнесенной в Торонто перед членами организации "Объединенный еврейский призыв".

        Если бы космический пришелец из далекой галактики приземлился на территории какого-нибудь американского или канадского университета и внимательно прочел хотя бы одну из множества петиций, распространяемых в университетских кампусах, он, вероятно, решил бы, что Земля является самой прекрасной мирной планетой. Если бы не одно "но". Оказывается, есть одно страшное государство, задумавшее уничтожить мир и попрать священные права человека. Не стоит гадать, что это за государство. Всем и так ясно, что это не Ирак, не Ливия, не Сербия, не Россия и не Иран. Это - Израиль.

        Сходные мысли можно найти в творческом наследии Юлия Марголина. Мы публикуем в этом номере его статью «Маленькая одинокая страна».

        В "Иудейских древностях" наш постоянный автор Давид Гарбар продолжает серию "Пророки". В этом номере речь идет об Амосе -- "пророке эсхатологии и надежды".

         Марьян Беленький продолжает уже рассматривавшуюся тему об ивритских корнях русского воровского жаргона.

         Михаил Носоновоский рассуждает о том, существуют ли грамматические категории реально или они результат нашего взгляда на язык.

         Об одной загадке библейской истории рассказывает Р. Нудельман:

        Древняя надпись, начертанная на стенке скромного, подобного тысячам таких же, глиняного "ларца для костей", т. н. оссуария, была выставлена для всеобщего обозрения в конце октября нынешнего года в Королевском музее провинции Онтарио в канадском городе Торонто. Думается, что этой непритязательной надписи суждено вызвать такую же длительную бурю споров, какую до сих пор вызывает Туринская плащаница.

         Тему блокадных воспоминаний в рубрике "Былое и думы" продолжает хорошо известный нашим читателям историк Анатолий Хаеш.

         Своими воспоминаниями о битве за Москву делится Александр Ногаллер. Я повторюсь, но подчеркну: ценность таких воспоминаний невозможно переоценить. Публикация их даст будущим исследователям богатый материал. Но и "простому" читателю, интересующемуся историей, чтение "живых воспоминаний" дает очень много.

         Традиционную для нашего журнала тему "научных воспоминаний" продолжает в этом номере Константин Кикоин, рассказывающий о знаменитых физиках, братьях Кикоинах.

         Несколько любопытных зарисовок (с натуры и "по памяти") предлагает Александр Левинтов.

         В подрубрике "Рукописи не горят" продолжаются воспоминания Валентина Хенкина, подготовленные к печати его сыном Евгением.

         В этом номере мы олткрываем новую подрубрику "Наши корни". Здесь авторы рассказывают о своих родителях, дедушках и бабушках. Без таких рассказов "порвется свяязь времен" и наши дети ничего не узнают о своих предках. Рубрику начинают рассказы Евгения Белиловского и Елены Умеровой. Очень рекомендую прочитать эти зарисовки. И приглашаю продолжить рубрику -- пишите о судьбах Ваших родных, близких и дальних.

         В разделе "Евреи в Германии" печатаются уже знакомые авторы Яков Бердичевский и Григорий Крошин. О необычном явлении -- потоке эмигрантов в Германию из Израиля -- рассказывается в статье Аннеты Гроссбогард и Каролины Шмидт, переведенной из журнала "Шпигель".

         Две пары тематически близких статей в разделе "Среди народов". О Париже, об отношении Франции к евреям и Израилю рассказывается в эссе Григория Старорекова и Михаила Эненштейна. Ирина Стессель и Анна Мисюк описывают свои впечатления о хайфском конгрессе по проблемам филосемитизма и антисемитизма.

         В рубрике "Иудео-христианский диалог" две интересные работы: Арье Барац ("Иудаизм и сатанизм") и Фриц Фолль ("К вопросу об "иудеохристианах" и "обращенных евреях"")

         Как всегда, много разнообразных материалов в рубрике "Философия и культура". Уникальный текст экскурсии о Борисе Пастернаке, которую проводил в 70-х годах прошлого века Владимир Барлас, подготовила для печати его дочь Татьяна. Помимо интересных сведений о семье великого поэта, читатель почувствует атмосферу Москвы прошлого века.

         О творчестве другого великого поэта -- Осипа Мандельштама -- рассказывает Юлий Марголин:

         В любой порядочной еврейской энциклопедии перечислен ряд славных Мандельштамов – писателей, публицистов и общественных деятелей последнего века царской России. Имени Осипа Эмилиевича Мандельштама мы не найдем в этому ряду: отсутствует последнее звено. Отсутствует, выпало это имя также и из последнего издания многотомной Советской энциклопедии: временно, ибо имени этого из святцев российской поэзии не вычеркнуть. Но как для русских, так и для евреев имя Осипа Мандельштама звучит трагическим раздвоением: в нем сухой короткий звук треснувшего стекла.

         Давид Гарбар рассуждает о творчестве Станислава Ежи Леца:

         Внутренняя, духовная свобода и интеллектуальная смелость, которые характерны для его высказываний, были особенно поразительны для эпохи подневольных умов и тщательно выверенной степени критицизма"

         Невозможно без волнения читать воспоминания Генриха Нейгауза мл. о безвременно погибшем музыканте Андрее Никольском.

         В этом номере завершается большое исследование Марка Перельмана и Мирона Амусья об особенности формирования менталитета человека.

         В "Опытах в стихах и прозе" читатель познакомится с новыми авторами Бенором Гурфелем и Зиновием Лернером. Кроме того, там опубликованы новые работы Анатолия Козака и Александра Левинтова.

         Две темы обсуждаются в разделе "Грех антисемитизма": новая книга Александра Исаевича Солженицына "Двести лет вместе" (статьи Дмитрия Быкова и Владимира Островского) и возможность депортации советских евреев после "Дела врачей" в 1953-м. Я особенно обращаю внимание читателя на большой "Открытый ответ на открытое письмо Геннвдия Костырченко", который написал Федор Лясс. Тема "Депортация-мистификация?" продолжается.

         В прошлом номере журнала была опубликована заметка Дмитрия Быкова в рубрике "Быть евреем". В этом номере ему отвечает Элла Грайфер статьей "Сверим часы". Продожаются воспоминания Бенедикта Сарнова.

         Прогулки в Интернете по темам иудаики продолжает Виктор Лихт.

         В дискуссионном клубе мы подводим итог длительной дискуссии вокруг книги Дмитрия Хмельницкого "Под звонкий голос крови".

         Фрагменты дискуссий из Гостевой книги в этом номере посвящены заинтересовавшей многих теме "Нравственность и религия", или, как ярко выразился рав Йоэль (Лапландец): "Может ли быть сволочью верующий человек?".

        Я не перечислил всех статей номера -- читатель видит, что поднятых тем немало.

        Редакция надеется, что разговор о них продолжится -- и на страницах нашей Гостевой книги, и в новых статьях и заметках нашего журнала.

        Я благодарю уважаемых авторов и читателей за доверие к нашим изданиям и желаю всем мира и добра.



ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович





Номер 24                26 января 2003 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
Смыслы Торы
Иудейские древности
Израильские хроники
Былое и думы
Рукописи не горят
Наши корни
Евреи в Германии
Среди народов
Увидеть Париж и...
От любви до ненависти
Иудео-христианский диалог
Философия и культура
Опыты в стихах и прозе
Наш трамвай на рельсах стал. Опыты исторической пародии
Грех антисемитизма
Депортация -- мистификация?
Быть евреем
Иудаика в интернете
Свое мнение - дискуссионный клуб
Нас изучают, мы изучаем...
Диалоги и монологи (фрагменты дискуссий в Гостевой книге)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное