"Люся, я
сегодня
умру - свари
мне
напоследок кашу"
На
похоронах
Маргариты
Васильевны
народный
артист
Украины
Лесь Сердюк
сказал: "Актер
не виноват,
что у него
есть талант.
И это не его
заслуга.
Просто
некоторым
Бог его дает.
И поэтому
артист
должен
отдать всего
себя, без
остатка,
зрителям. В
противном случае
он тяжело
заболевает".
Именно это и
произошло с
актрисой Криницыной:
нерастраченный
актерский
потенциал
стал для нее
непосильной
ношей.
Такого
не прощают
- Все
болячки
Риты - на
совести
злых людей! -
рассказала
"Комсомолке"
в
телефонной
беседе
младшая
сестра
покойной
Людмила
Васильевна. -
После
выхода на экраны
фильма "За
двумя
зайцами" о
ней заговорили
режиссеры,
ее стали
узнавать на
улице,
посыпались
приглашения
сниматься
на "Мосфильме",
Одесской
киностудии...
В общем, сестра
проснулась
звездой.
Такого не
прощают. И ее
внезапно
перестали
снимать.
Маргарита
долго не
могла
сообразить,
в чем тут дело.
Много раз
пробовалась
на главные
роли в самых
разных
фильмах, в
том числе и в
"Девчатах",
но всякий
раз
получала от
ворот
поворот. Она
так
страдала,
что даже
пыталась
покончить с
собой. В
конце концов
ей показали
письмо,
подписанное
известными
деятелями
культуры,
где было
написано:
"Артистка Криницына
не может
претендовать
на главные
роли, так как
не
соответствует
украинскому
идеалу женской
красоты".
Письмо ей
тайно
показал Альберт
Григорьевич
Путинцев
- тогдашний
директор
Мосфильма.
Когда
Маргарита это
прочла, у нее
просто
земля ушла
из-под ног:
она
некрасивая?..
Только
гораздо
позднее выяснилось,
кто и для
чего это
сделал.
Оказалось -
одна
актриса,
очень
известная,
не стану
называть ее
фамилии,
пассия
крупного
чиновника.
Конечно,
рядом с
сестрой ей
было просто
нечего
делать в
кино - все
лучшие роли
достались
бы Риточке!
Не знаю, чем
бы все
закончилось,
если бы не Большак,
председатель
Госкино
Украины. Как-то
он встретил
Маргариту в
коридоре
студии им.
Довженко и
сказал: "А вивродливажiнка!
Цещо
ж про вас
намололи?".
Благодаря ему
сестру
утвердили
на съемки в
картине "Меж
высоких
хлебов", и
девять лет
она
снималась
только в
эпизодах. По
словам
Людмилы Криницыной,
многие
завидовали
ее сестре,
хотя для
этого не было
никаких
причин.
Когда Алла
Пугачева перед
съемками
мюзикла
подарила "Проне"
золотое
колье, с той
даже
перестали
здороваться!
- У нее
была
непроходимость
кишечника, -
продолжила
Людмила
Васильевна. - 52
дня лежала под
капельницей
и все это
время ничего
не ела,
исхудала
жутко. Как-то
говорит: "Все,
сегодня
умру. Умоляю
тебя,
приготовь
мне напоследок
кашу". Я
пулей
выскочила
из больницы,
купила
крупу и
сварила ей овсяночки.
На свой
страх и риск:
доктора
запретили
кормить
Риту. Но в тот
момент я
думала только
об одном:
"Боже, умрет, а я ее
кашей не
накормила!"
Она поела
каши, а через
несколько дней ее
перевели на
кормление
молочными
смесями - как
младенца. И
дела вроде
бы пошли на
поправку, и я
надеялась,
что смогу
вырвать ее у
смерти...
Михаил
Водяной учил
Криницыну
есть раков
Когда Криницына
оправилась
от инфаркта,
забрезжил
огонек надежды
на
выздоровление.
Помню, как
была в гостях
у Маргариты
Васильевны
у нее дома, на
Березняках.
Актриса
шутила,
вспоминала
молодость.
-
Маргарита
Васильевна,
как вам работалось
в "Свадьбе в
Малиновке" с
такими звездами,
как Пуговкин,
Водяной,
Самойлов? -
спросила
я ее тогда.
- Я
получила
приглашение
сниматься в
этой картине
совершенно
неожиданно.
Это случилось
уже после
роли Прони,
в 1967 году.
Как-то
приходит
телеграмма
на мое имя:
"Приглашаетесь
на роль
бандитки
Рыжей в
фильме
"Свадьба в
Малиновке".
Я подумала,
что сыграть
бандитку -
очень интересно,
и сразу
выехала.
Когда
оказалась
на месте,
попала на
репетицию
сцены, в
которой
герой
Николая Сличенко
в лесу среди
солдат
разрабатывает
план
операции. Я
когда увидела
его,
молодого,
красивого,
так просто глазам
не поверила!
Даже забыла,
зачем я здесь
- просто обалдела
от восторга!
А когда
Николай
запел, у меня аж дух
захватило -
настолько
он был
великолепен!
Вечером я
вообще
попала на
"клумбу": в
хате
собрались
Зоя
Федорова,
Лебедев,
отец и сын Абрикосовы,
Миша
Водяной. Это
было нечто!
Водяной был
удивительный
мужчина. Мы с
ним ездили
со съемок на
черной
"Волге".
Однажды,
помню, он заскочил
на базар.
Гляжу - несет
что-то в
газете. Я
даже
зажмурилась,
увидев
немыслимое
количество
раков. А он
прищурил
глаза и так
мягко, по-одесски
выговаривая
шипящие,
сказал: "Риточка,
сейчас мы
будем с
тобой
кушать".
Когда я сказала,
что не очень
люблю раков
и ем иногда разве
что шейку, он
воскликнул:
"Ты с ума
сошла? Самое
ценное не ешь!
Я тебя научу
кушать
раков".
Это
было
настоящее
шоу, когда он
ел этих раков,
обсасывая
каждую
клешню. А
потом вдруг
водрузил на
палец ма-ахонький
такой
желудок со
всеми
внутренностями
и со знанием
дела сказал:
"Вот это, Ритуля,
самыйцимус! Ты
это съешь".
Боже, я была в
шоке: как
можно такое
есть?! Но мне
стало
неудобно
перед Водяным,
и я быстро
проглотила "цимус"
(показалось,
что лягушку слопала).
А когда
обратила
внимание на
газету, на которой
он уделывал
раков, то
обнаружила
там только
огромную кучу
сухой
шелухи. И
больше
ничего он
них не осталось!
Водяной был
жутко юморной,
настоящий
Попандопуло.
"С
чувством
юмора у нее
было все в
порядке"
Говорят,
если
человеку
при жизни
ставят памятник,
то он будет
жить долго.
Увы, бронзоваяПроня не
прибавила
здоровья
оригиналу.
- В
принципе, у
Андреевской
церкви
должен был
стоять один
Голохвастов,
- вспоминает
автор
знаменитой
композиции
Владимир
Щур. - Но когда
я нарисовал
эскиз
цирюльника,
то сразу
понял: не
хватает Прони!
Получается
какой-то
"мужик в
пиджаке".
Тогда я
пририсовал "кожемяцкую
аристократку",
показал
заказчикам,
и те одобрили.
В
период
работы над Проней я
пересмотрел
все
имеющиеся в
музее
киностудии
им. Довженко
фотоснимки Криницыной.
Помню, долго
колебался -
показывать
эскизы
Маргарите
Васильевне
или нет.
Рассказывали,
что она себя
плохо
чувствует
после операции.
И решил
поберечь
нервы
любимой
актрисы.
Позже она
мне
выговорила:
"Я же еще
жива, вы что,
не могли
меня найти?"
На открытие
памятника
народную
любимицу,
конечно, пригласили.
Она
приблизилась
к
Голохвастову,
обняла его: "Цеви, Свириде
Петровичу?"
Прочитала
отрывок из
комедии "За двомазайцями".
В общем,
очень
хорошо
подготовилась.
И вдруг
выдала:
"Знаю,
многим
людям на
родине
ставят
бюсты. Меня
же в Киеве
поставили во
весь рост, да
еще с
бюстом!" С
чувством
юмора у нее
все было в
порядке.
Затем
актриса объявила,
что тому, кто
притронется
к бюсту Проньки,
будет
сопутствовать
удача.
"Владимир
Иванович, а
куда это
смотрит Голохвастов?
Куда-то в
сторону..." -
спросила
она меня
однажды.
"Как куда,
Маргарита
Васильевна?
На Галю!" -
ответил я. В
принципе, бронзоваяПронька
понравилась
актрисе.
Даже
омерзительный
нос удалось
передать
(перед
съемками,
чтобы придать
ему "утиность",
Криницыной
засовывали
в ноздри
половинки
винных пробок).
Ей пришлось
по душе
также и то,
что моя Проня
получилась
не полная, а
стройная и
грациозная,
как сама
Маргарита
Васильевна
в молодости.
P.S.
Когда
Маргарита
Васильевна
выписалась
из больницы,
я взяла у нее
интервью.
Сидя на тахте
в любимом
паричке (в
котором ее и
похоронили),
она
казалась
такой
жизнерадостной,
сыпала
остротами,
не умолкая. Я
тогда попросила
у нее
несколько
фотографий,
пообещав
вернуть
через
неделю. "Ой,
знаю я вас,
журналистов,
- услышала я в
ответ. - И
через месяц
не вернете!
Но через год
уж точно". В
круговороте
дел я так и не
возвратила
ей их. Не успела...
СКАЗАНО
"Помню,
в детстве я
очень
любила
фильм "Свинарка
и пастух".
Смотрела
его в
кинотеатре 19
раз! На двадцатый
отец меня
подкараулил
и очень больно
надрал уши.
Дело в том,
что денег на
билеты у
меня не было,
так я давала
бабушке-билетерше
ржаную
булочку из
школьного
завтрака, и
она меня
тайком
пропускала.
А время было
военное,
голодное".
Самые
известные
фильмы с
участием
Маргариты Криницыной
"За
двумя
зайцами"(1961),
"Цыган"
(1967),
"Дни
Турбиных"
(1976),
"Экипаж
машины
боевой" (1983),
"Володя
большой,
Володя
маленький" (1985),
"Одинокая
женщина
желает познакомиться"
(1986)
"Имитатор"
(1990);
"Возвращение
Броненосца"
(1998).
ИЗ
ЛИЧНОГО
ДЕЛА
Маргарита
Васильевна Криницына
родилась 7
октября 1932
года на
Урале, позже
переехала в
Москву. Там
она подала
заявление во
все
актерские
вузы - Щукинское,
школу МХАТа,
ВГИК...
Поступить
удалось во
ВГИК - несмотря
на полное
отсутствие
специальной
подготовки,
абитуриентка
рассмешила
комиссию и
растопила
сердца
суровых
педагогов.
После
окончания
ВГИКа у
Маргариты Криницыной
было много
заманчивых
предложений
от известных
театров:
имени
Вахтангова,
Моссовета...
Сама
актриса
позднее
жалела, что
не
попросила Олега
Ефремова, с
которым она
однажды
вместе
репетировала,
взять ее в
"Современник".
Мужем
артистки
стал
талантливый
сценарист
Евгений
Оноприенко
(написал
сценарий к фильму
"В бой идут
одни
старики").
Кстати, дочь Криницыной
Алена пошла
по стопам
отца.
БЫЛО
ДЕЛО
Как
же теперь Ющенко
без Райки!
Нина
Ильина,
заслуженная
артистка
Украины:
- При
всей
фееричности
своей
натуры, Рита
была
тяжелым
человеком в
общении.
Наверное,
потому, что
чувствовала
себя
обделенной -
ей было мало
ролей. Даже
на те роли,
которые писал
специально
под нее муж,
режиссеры
утверждали
других
актрис. И вот
этот
комплекс невостребованности,
безусловно,
портил ее
характер.
Никогда не
забуду, как
летом я
позвонила
Рите по
домашнему
телефону, чтобы
справиться о ее
здоровье.
Она
бодренько
так
говорила, а,
как мне
позже
рассказали,
актриса
стояла уже одной
ногой в
могиле.
Вдруг
спрашивает:
"А как там
Райка Недашковская?".
"Хорошо", -
отвечаю. - Ющенко
пригласил
ее вместе с
членами
правительства
в "Артек". Вы
бы слышали,
что
произошло с
Ритой! Как
захрипит в
трубку:
-
Конечно, как
же теперь Ющенко
без Райки!
Вообще шагу
никуда не
ступит, она
же
придворная
артистка
теперь. Хотя
понять ее,
конечно же,
можно: с
таким
талантом,
как у Криницыной,
она сыграла
очень мало.