Гагарина
подставили российское разгильдяйство
и безалаберность
Об
этом свидетельствуют документы из
архива контрразведки КГБ, которые мы
обнародуем в 35-ю годовщину со дня
гибели первого космонавта планеты
12
апреля 1961 года. Этот снимок
сделан через несколько минут
после возвращения с орбиты на
территории ракетного
дивизиона ПВО, куда привезли
Юрия Гагарина. (Снимок
прислал наш читатель В.
Артемьев. Публикуется
впервые.)
Сегодня
исполняется 35 лет со дня гибели Юрия
Гагарина и Владимира Серегина.
Официальных разъяснений - почему в
несложном тренировочном полете
разбились два Героя Советского Союза
и классных летчика - нет до сих пор.
А
расследование катастрофы между тем
велось небывалое. Три комиссии,
правительственная и две рабочие (по
материальной части и летно-методическим
вопросам), по крупицам просеивали
информацию о последнем полете
космонавта № 1. А еще была четвертая
комиссия, про которую немногие знали.
Ее возглавлял один из руководителей
управления контрразведки КГБ СССР
Николай Душин.
-
В 1991 году я готовился к кандидатской
диссертации в архивах военной
контрразведки, - рассказывает бывший
его подчиненный Николай Рыбкин, более
четверти века работавший в Центре
подготовки космонавтов им. Гагарина,
долгое время возглавлявший отдел
военной контрразведки Звездного
городка. - Среди других бумаг я
обнаружил документы по катастрофе
самолета Гагарина и Серегина. Я их
тщательно изучил. И у меня создалось
впечатление, что Гагарина - конечно, не
намеренно - подвели к тому, что
случилось. Не Гагарин погиб, а
Гагарина не уберегли...
Сегодня
мы публикуем выдержки из документов,
предоставленных нам военным
контрразведчиком. Они интересны уже
тем, что чекистское расследование в
отличие от ведомственных было
беспристрастным.
Чекисты
искали даже американских диверсантов...
Листаю
<План первичных оперативных
мероприятий по выявлению причин,
которые могли повлечь катастрофу
самолета УТИ МиГ-15 номер 612739 (бортовой
номер 18)>. План датирован днем
катастрофы, 27 марта 1968 года. В этот же
день были выдвинуты четыре версии.
Первая
- <умышленные действия по выводу
техники из строя: во враждебных целях
или из низменных побуждений>.
Вторая
- <некачественная подготовка
материальной части к полетам>.
Третья
- <недостаточная подготовленность
летчиков к данному полету>.
Четвертая
- <неудовлетворительное руководство
полетом>. Подробнейшие, на семи листах,
указания по проверке каждой из версий.
Особое внимание - подозрительным
лицам, имевшим отношение к подготовке
и обслуживанию самолета. Не было ли у
них <нездоровых высказываний, угроз в
адрес командования или враждебных
проявлений>, <не имеется ли на них
компроматериалов, не было ли
контактов с иностранцами>, <не было ли
изменений в их поведении после
катастрофы (нервозность, беспокойство
в связи с проводимым расследованием)>.
Копали
глубоко. Среди <подозрительных
личностей> фигурирует жена инженера,
проверявшего перед полетом
герметичность систем. Донесение
гласит: за много лет до катастрофы эта
женщина <на пристани <Солнечная
поляна> Химкинского водохранилища
имела контакт с женой секретаря
посольства США по вопросам культуры
Каттарман Дороти>.
Проведенная
проверка установила: встреча была
случайной.
...а
нашли советских разгильдяев
Первый
тревожный звоночек: бригада, которая
руководила полетом УТИ МиГ-15, была,
скажем так, не на уровне. <Руководитель
полетов подполковник Я., - пишет майор
контрразведки Симаков в своем
донесении, - в сложных ситуациях
проявлял нервозность и растерянность.
Из-за слабой памяти плохо усваивал
задания на полеты, принимал поспешные
и неправильные решения. Дежурный
штурман подполковник Ш. по личным и
деловым качествам суетлив, решения
принимает поспешно, делает ошибки в
расчетах времени прибытия самолетов
на аэродром. Плохо знает
характеристики радиолокаторов и
другой техники. Помощник руководителя
майор Д. злоупотребляет спиртными
напитками, недобросовестно относится
к служебным обязанностям>.
А
вот последний звонок тем, кто выпускал
в небо Гагарина и его инструктора: за
неделю до их гибели самолет Серегина
был в секундах от катастрофы!
<20
марта с. г. при руководстве полетами Я.
не проанализировал метеорологическую
обстановку, в результате чего не
заметил снежного заряда. В условиях
ограниченной видимости Я. разрешил
посадку Серегину В. С. на аэродроме <Чкаловская>.
Последний произвел ее с перелетом.
Выкатывание самолета и возможная
авария были предотвращены
специальным тормозным устройством>.
И
уже через неделю все тот же Я.
ошибается снова, когда в небе
находится самолет Гагарина - Серегина.
<Руководитель полетов Я. не соблюдал
интервала движения самолетов. Через
одну минуту после взлета Гагарина он
выпустил более скоростной самолет. Из-за
этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был
перейти в другую зону. За выполнением
задания Гагариным Я. должным образом
не следил. Не запросил, почему тот
задание выполнил раньше, чем
предусмотрено упражнением. После
потери связи с самолетом Гагарина
подполковник Я. не использовал
имевшиеся средства для фиксации
маршрута полета самолета>.
Что
из этого следует? <Указанные
недостатки затрудняли осуществление
полета самолета, - пишет руководитель
особого отдела подполковник Обельчак,
- однако причиной его катастрофы, по
мнению агентуры и специалистов, они
быть не могли>.
В
поисках причины продолжаем листать
документы контрразведки...
Перед
вылетом им дали <не ту> погоду
<Разведка
погоды перед полетами была
организована с нарушениями, - пишет
капитан контрразведки Маркин, - по
наставлению она должна быть проведена
за 30 - 50 минут до начала полетов и
объявлена всему летному составу. В
данном случае разведчик погоды сел (на
аэродром. - А. П.) за одну минуту до
взлета экипажа Гагарина и Серегина>.
Маленькие
шероховатости, недоработки,
недоговорки накапливались, как
снежный ком.
<По
условиям упражнения № 2, к выполнению
которого готовился Гагарин Ю. А. при
контрольном полете с Серегиным В. С.,
оно должно выполняться в простых
метеоусловиях или за облаками без
подвесных баков, - свидетельствует
другой чекист. - Фактически
метеоусловия были сложными, а самолет
- с подвесными баками, что является
грубым нарушением>.
И,
наконец, документ, от которого по
спине бежит холодок. <Мною опрошен
офицер летной службы подполковник Ш., -
докладывает капитан Медведев. - Он
своевременно не произвел
радиолокационную разведку погоды,
которую должен был сделать за 30 минут
до вылета самолета-разведчика. Данные
о разведке погоды Ш. внес в журнал
ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ (выделено мной. - А. П.)...
на основании сообщения (кто говорил,
точно не помнит) о докладе летчика,
вылетавшего на разведку
метеообстановки... Указанные факты
являются грубым нарушением
требований <Инструкции по
производству полетов на аэродроме <Чкаловская>
и могли привести к нежелательным
последствиям>.
Вот
на этих <нежелательных последствиях>
и остановимся подробнее.
Они
не знали, что мало высоты?
Что
происходило с самолетом, выполнявшим
задание в небе над Киржачом? Самая
расхожая версия: МиГ-15 угодил в
критическую ситуацию (врезался в зонд,
птицу, уклонился от близко
пролетевшего самолета) и сорвался в
штопор. Летчики вышли из штопора и
почти вывели машину из пикирования. Об
этом свидетельствует все: положение
закрылков, рабочие позы Гагарина и
Серегина, даже отсутствие в их крови
большого количества адреналина - они
не успели испугаться и были уверены,
что спасут машину и себя. Но не хватило
высоты.
Об
этом еще в девяностые годы сказали
одни из самых добросовестных
исследователей, профессор
Белоцерковский и космонавт Леонов: <Гагарину
и Серегину не хватило 200 - 300 метров>.
А
теперь посмотрим донесение
контрразведчика Медведева: пилотов
могли дезориентировать неправильные
данные о высоте облачности. Когда
истребитель кувыркался в штопоре
между двумя слоями облаков, Гагарин и
Серегин были уверены: под нижним слоем
достаточный запас. Оказалось, запаса
нет. Потому что доклад
метеообстановки был взят с потолка.
Дурацкая причина? Но и так могло быть.
Был
ли <другой самолет>?
После
катастрофы появилась версия:
гагаринский <МиГ> пересек так
называемый спутный след другого
самолета. Либо резко отвернул, дабы
избежать столкновения с ним, и поэтому
вошел в штопор. Грешили на машину,
которую в соседней зоне пилотировал
командир эскадрильи майор А.
Версию
<чужого самолета> активно
поддерживал друг Гагарина, космонавт
№ 2 Герман Титов. Читаю рукописное
донесение о разговоре, в котором Титов
сетует: <Некоторые большие
авиационные начальники допускают
полеты без заявок>. По его
предположениям, среди этих <незаявленных>
самолетов мог оказаться и тот, что
неудачно пересек дорогу гагаринской <спарке>.
<Из документов видно, что эту версию
не доказали, - комментирует Николай
Рыбкин. - Но после этого на майора А.
начали косо смотреть сослуживцы. Не
выдержав, А. уехал из Звездного
городка>.
Так
что же все-таки привело к катастрофе?
-
Я по долгу службы был близко знаком со
многими летчиками-испытателями, -
рассказывает Рыбкин. - Они все
спрашивали: Николай, неужели ты веришь,
что среди нас есть шпионы? Я всегда
отвечал: нет. Что среди вас нет шпионов
и диверсантов, убежден на двести
процентов. Но то, что разгильдяев в
авиации полно, это точно! А один
разгильдяй способен сделать столько,
сколько не сделает группа
подготовленных диверсантов. Шутил,
конечно. Но иногда шутка становилась
так похожа на правду!
27
марта 1968 года звезды Гагарина и
Серегина сошлись в конечном пункте
судьбы - как сошлись в этот день
множество больших и малых
небрежностей, головотяпств, дуростей.
Всего того, что и сегодня происходит в
нашей армии, вспомним хотя бы <Курск>.
Да и не только в армии...
Вот
только Гагарина не уберегли.
ОСОБОЕ
МНЕНИЕ ПИЛОТА...
Военный
летчик 1-го класса полковник Александр
СПРАВЦЕВ: Штопора не было!
Александр
Справцев не раз летал с Гагариным в
качестве инструктора на <спарке>. В
своей квартире в Звездном городке он
хранит два осколка плексигласа от
кабины УТИ МиГ-15 и несколько
металлических фрагментов...
-
Я на месте падения прожил три месяца. И
обломки собирал, и паренька разыскал,
который один из парашютов сразу же
после падения припрятал. Потом летал
на имитацию полета гагаринского
самолета.
-
У вас есть своя версия случившегося?
-
По данным комиссии, самолет упал под
углом 51 градус. Скорость была 690
километров в час, двигатель делал 10 040
оборотов в секунду. Так вот, последнее
характерно для ГОРИЗОНТАЛЬНОГО (выделено
мной. - А. П.) полета. Но ведь если
самолет вошел в крутое пике, первое,
что делает летчик, - уменьшает обороты
двигателя! Вывод? Что-то случилось
сразу после доклада Гагарина о курсе и
высоте. Что-то, после чего оба не могли
пилотировать самолет и сбросить
обороты.
-
Комиссия определила, что летчики
выходили из штопора...
-
Да, и это противоречит моей версии, что
они оба были без сознания. Но комиссия
противоречила и сама себе. При штопоре
самолет падает на скорости сто - сто
пятьдесят километров в час, выводят из
него - на трехстах пятидесяти. А та же
комиссия установила: скорость в
момент столкновения с землей была
шестьсот девяносто!
-
Если они потеряли сознание, что могло
произойти?
-
Я грешу на столкновение с метеозондом.
...И
КОСМОНАВТА
Дважды
Герой Советского Союза летчик-космонавт
СССР Борис ВОЛЫНОВ: Причину гибели Юры
мы никогда не узнаем!
Борис
Волынов сам не раз летал на МиГ-15 с
бортовым номером 18, на котором позже
разбился Гагарин:
-
В те дни промелькнула информация, что
в <летное время> солдат с
метеостанции случайно запустил шар-зонд.
Приборчик весит восемьсот граммов.
Представьте себе, как со скоростью
около семисот километров в час он
врезается в истребитель. Это же как из
пушки выстрелить! Раздается хлопок,
который вроде бы даже слышали
свидетели, и кабина
разгерметизируется. За эту версию,
помню, схватились двумя руками,
бросились искать служивого. И не нашли.
Как в воду канул.
-
Почему?
-
Видимо, его начальник почувствовал,
каким керосином дело пахнет, и быстро
перебросил парня в другое
подразделение.
Версию
о самолете, который пересек дорогу
Гагарину - Серегину, не поддерживаю.
Теоретически вероятность попадания в
спутный след была. Но практически
погибнуть от этого невозможно. Я сам в
таких ситуациях бывал. Покувыркаешься,
потом выравниваешь самолет. К тому же
все самолеты в воздухе отслеживает
локатор...
-
А воздушное хулиганство?
-
Невозможно. Инструктором с Гагариным
летел Серегин - опытнейший летчик, у
которого не было перерыва в летной
работе. Он поднимался в воздух каждую
смену, прекрасно летал по приборам,
был очень собранным и ответственным. К
тому же - командир полка, который
отвечал за своих летчиков, не мог
допустить легкомысленной ошибки. Он
прекрасно понимал, с кем летит.
Было
что-то такое, чего мы, вероятно, так и
не узнаем...