← Март 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
||
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://klubklio.narod.ru
Открыта:
17-08-2007
Статистика
0 за неделю
Клио (клуб любителей истории и обществознания) Выпуск 32 (О неофеодализме)
Доброе время суток! В продолжении темы о наших экономических корифеях, якобы слишком много полагавшихся на благотворную роль рынка в экономике, предлагаю пару текстов, которые мне представляются весьма актуальными. В них затрагивается самая новейшая история и те проблемы, перед которыми наша страна стоит в настоящий момент. Сначала небольшой отрывок из книги доктора экономических наук Рифата Гуссейнова «История мировой экономики Запад-Восток-Россия, Новосибирск – 2004 (страницы 362-366) Отступление четвертое и последнее. Вперед ... К победе феодализма! Исследуя современные процессы, происходящие в России, приходишь к выводу, что к действительно рыночной экономике мы не только не приближаемся, а в некотором смысле даже отдаляемся от нее. Попробую показать это на примере взаимоотношений государства, разработчиков российских недр — производителей сырья и народа. Экономическая литература, особенно публицистика, богата сюжетами, связанными с сырьевой направленностью российской экономики. А тем временем власти с завидным упорством совершенствуют государственную политику и, соответственно, законодательство в сфере недропользования, производства сырья и его экспорта. Впрочем, при всей избитости темы открытых вопросов все еще больше, чем закрытых. Законы принимаются и издаются не только для того, чтобы их исполнять. Их иногда надо просто читать. Любопытное чтение для неспециалистов. Я, например, никогда не задумывался над термином «недра». Чего тут думать-то: недра — они и есть недра. А вот взял недавно текст закона «О недрах» и узнал, что «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Воистину, век живи -- век учись... Зачитался я этим законом и много чего узнал. Во-первых, понял, что нет предела совершенству. Тема наших недр столь многогранна, а творческий потенциал депутатов думы столь обширен, что этот закон, принятый в марте 1995 г., изменялся и дополнялся уже пять раз — в феврале 1999 г., январе 2000 г., в мае и августе 2001 г. И в мае 2002 г. И это еще не конец. Понятное дело: с недрами связано столько всевозможных интересов, столько денег и амбиций, столько надежд и преступлений, что вместить в один закон все аспекты проблемы просто технически невозможно. Не зря в министерстве природы усиленно готовится новый кодекс о недрах, документ, вокруг которого разгораются нешуточные страсти. Во-вторых, я с удивлением узнал, что весь этот закон «о недрах» направлен на защиту моих интересов. Так прямо и сказано: закон «обеспечивает защиту интересов государства и граждан российской федерации, а также прав пользователей недр». Приятно. В-третьих, я получил подтверждение тому, что знал уже из Конституции Российской Федерации: все наши недра «являются государственной собственностью». И тут меня начали мучить сомнения, потому что в том же законе я обнаружил любопытную норму, которая плохо согласуется с законами рыночной экономики. Хотя недра являются собственностью государства, но добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться не только в государственной, но и «в частной и в иных формах собственности». Для того, чтобы стать собственником добытых полезных ископаемых (нефти, например), надо всего лишь получить (купить) лицензию на пользование недрами или заключить с государством соглашение о разделе продукции. И все! И пользуйся на здоровье. И становись миллиардером, вызывая зависть тех коллег-предпринимателей, которые опоздали к раздаче пирога или не сумели внятно убедить раздающих чиновников в ходе проведения конкурса или аукциона. Конечно, те, кто был допущен до «государственных» природных богатств, за них платят. И платят много. Это и разовые платежи за пользование недрами, и регулярные платежи, и плата за геологическую информацию о недрах, и многообразные налоги и сборы. Бюджет, собственно, на этих платежах и держится. Но и добытчики богатств из недр не остаются в накладе. Когда в прессе появляется информация о миллиардных долларовых доходах наших олигархов, надо помнить, что это не доходы руководимых ими фирм, это — их личные доходы. Между прочим, полученные за исторически кратчайший срок (в 5-8 лет) и за счет ресурсов, которые являются «государственной собственностью». Право, хорошее у нас государство. Доброе. Российских олигархов не без оснований называют феодальным титулом «бароны». Если быть теоретически корректным, то пользователи «государственных» недр и не капиталисты вовсе, а самые настоящие феодалы. Всякая хозяйственная деятельность на земле и под землей так или иначе связана с рентными платежами. Характерно, что в законе «о недрах» нет даже упоминания о ренте. Самого термина нет! Понятное дело: государство добровольно отказалось от значительной части ренты в пользу пользователей недр. Вот и стесняется упоминать о ней. Вопрос же, почему государство отдало в частные руки нормальный для рыночных систем рентный платеж, остается без ответа. Тут возможны несколько гипотез. 1. Государство не знает, что такое рыночные отношения и пытается создать современную рыночную экономику нерыночными методами. 2. Государство не знает, сколько стоят принадлежащие ей ресурсы, а профессиональные экономисты в коридорах власти оказываются или недостаточно квалифицированными для точных расчетов или беспомощными в потугах реализовать свои знания. 3. Государство знает стоимость принадлежащих ему ресурсов, но поскольку государство — это, помимо всего прочего, совершенно конкретные люди, то они просто получают свою долю от доходов олигархов, изымающих ренту в свою пользу. Отношения между государством и олигархами складываются сугубо феодальные. Сюзерен (государство) отдает свои природные ресурсы барону в пользование за какие-то вполне осязаемые услуги. При этом формальный вассал получает полный финансово-экономический и даже политический и судебный иммунитет, обзаводится своей армией, службами безопасности, разведкой и контрразведкой, даже тюрьмами, лишая государство монополии на насилие и правоохранительную деятельность. Дворцы удельных князей, которые можно видеть в качестве памятников архитектуры в Москве, Суздале или Владимире, — жалкие хижины по сравнению с офисами и резиденциями современных недрофеодалов. Результат блестящий и совершенно нерыночный: не вкладывая собственных средств, практически ничем не рискуя, но лишь добиваясь так или иначе благорасположения сюзерена, получать огромные личные доходы — сугубо феодальная и, оказывается, реализуемая в России мечта. Не думаю, уважаемый читатель, что здесь есть основания для праведного гнева. Если вам, вам лично, предложат за копейки завод или нефтепромысел, неужто вы откажитесь? Ой ли! Правда, придется делиться. Делиться не нормативно, а личностно, но и это нормально в нерыночных системах. Ясное дело, что такого рода размышления приходят в голову не только ученым, но и кое-кому из самых что ни на есть верхних эшелонов власти. За державу-то все-таки обидно! Социальная несправедливость ведь вопиющая. Опять же бюджетные доходы хорошо бы увеличить. Словом, где-то в недрах президентской администрации появилась идея объявить (и законодательно оформить) собственностью государства не только недра, но и добываемые полезные ископаемые. При этом у нынешних разработчиков месторождений надо отобрать лицензии, перевести их всех в положение концессионеров, оставлять им приличествующие нормальному бизнесу прибыли, а все остальное изымать в пользу государства в качестве ренты. Идея вполне большевистская. И легко поддающаяся негативному прогнозированию. Здесь большого ума не надо. Поздно спохватились! Ведь это фактически ренационализация! И тут тоже возможны два варианта: либо двинуться, по-ленински, от феодализма к социализму, минуя капитализм, т. е. возвратиться к состоянию до 1991 г., либо сохранить стратегию построения рыночной системы, но разумными мерами заставить олигархов получать прибыль по европейской норме — 5-7 % годовых. Думается, что ни того, ни другого сделать уже нельзя. Первый вариант приведет к вспышке социальных конфликтов, к которым обязательно примешается межнациональная и межконфессиональная борьба, чего Россия не выдержит, а второй вызовет очередное бегство капиталов и продуманный саботаж. Конечно, олигархи возмущены, но не испуганы. Кого им бояться? В крайнем случае, плюнут на все и будут спокойно давать интервью «из лондонского поместья». Дело даже не в них. Более мощное сопротивление окажут те чиновники и думские лоббисты, которые живут и процветают за счет недропользователей. Вот где сила, способная разрушить любое законодательное сооружение, направленное, как сказано в законе «о недрах», на защиту «интересов государства и граждан Российской Федерации». Вероятно, в обозримой перспективе ничего существенного в области недропользования не произойдет. Разве только подвергнется действительному совершенствованию законодательство о СРП. СРП — это «соглашение о разделе продукции». Представьте, что вы — инвестор и хотели бы вложить свои большие деньги в разработку нефтяных (газовых, угольных, рудных, соляных) месторождений, лесных массивов, рыбных промыслов. Но часть добытого благодаря вашему капиталу и риску богатства вы бы хотели получить натурой. В этот момент появляется на свет соглашение о разделе продукции — контракт между государством и инвестором. Вы добываете сырье и присваиваете свою долю. Какую? Вот тут-то и начинаются загадки. В федеральном законодательстве на этот счет ничего не сказано. Схема раздела продукции между инвестором и государством определяется путем переговоров в каждом отдельном случае. Может быть, скажем, 20 : 80, а может и 30 : 70. Кто проверит расчеты, кто разберется в технико-экономических обоснованиях? Только участники переговоров. А они — обычные люди. Могут быть честными, а могут — вороватыми. Но ведь цена каждого процента, потерянного государством, — десятки миллионов долларов! Предположим, что представителем государства на переговорах с инвестором будет кристально честный человек. Даже в этом случае его положение на переговорах будет уязвимым. Какую цель преследует инвестор? Совершенно конкретную — прибыль. А какую чиновник? А бог его знает. Он ведь не получает прибыли, для его служебного положения она и вовсе не важна. За десять лет рыночных преобразований мы, кажется, поняли, что в этом мире бесплатно ничего хорошего получить нельзя. И все же соблазн получить собственные же ресурсы, не вкладывая своих кровных денег, оказался слишком велик. Надо думать, что крупные соглашения по разделу продукции все же будут действовать. Если новые революционные идеи о «национализации» недр не получат радикального продолжения.
Второй фрагмент принадлежит перу другого экономиста Михаила Геннадиевича Делягина, работавшего советником у Михаила Касьянова, когда тот служил первым министром у нашего Сына Неба. Это фрагмент из его книги, «Реванш! Из России отчаявшейся будет Россия благословенная» которая зимой готовилась к печати в издательстве «Яуза». Сейчас, может быть, уже и вышла в свет. Не знаю.
Вот что на военно-историческом форуме поведали со слов корреспондента, бывшего в Афгане во время боевых действий.
До свиданья!
Писем Сель ждёт по двум адресам. О рассылке klubklio@narod.ru О игре в альтернативную историю klubklio@gmail.ru
|
В избранное | ||