Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лига граждан Ефремова

  Все выпуски  

Клио (клуб любителей истории и обществознания) Выпуск 28 (Ритмы истории)


Доброе время суток!

 

(В преддверии восточного Нового года мы решили обратиться к достаточно скользкой теме, связанной с восточным гороскопом).

 

Что бы делала химия без периодической системы Д. И. Менделеева? Или физика без фундаментальных физических постоянных? А история, вместо того чтобы выявить базовые элементы развития общества, выработать единые для всех исторические законы и с их помощью заняться научным прогнозированием, продолжает "толочь воду в ступе", бесконечно пересказывая разные версии одних и тех же событий.
Существует целый ряд достаточно внятно изложенных историософских доктрин, каждая из которых ещё не настолько убедительна, чтобы её легко приняли все, но даёт богатую пищу для ума. В качестве таких доктрин помимо различных марксистских школ, я могу назвать, цивилизационный подход английского историка Арнольда Тойнби, теорию этногенеза Льва Гумилёва, философские идеи Карла Ясперса, идею «открытого общества» Джорджа Сороса, комплекс идей и образов, изложенных в трактате Даниила Андреева «Роза Мира».

Это только те, которые худо бедно знакомы Селю. Если кто-либо из читателей нашей рассылки порекомендует её ведущему подробнее познакомится с иными историософскими доктринами, Сель будет очень благодарен,  и постарается почитать и иных авторов.

 

К таким же историософским доктринам я бы отнёс и идеи нашего современника Григория Кваши. Подробнее о них можно прочесть на его сайте http://www.xsp.ru/sh/ и в целом ряде его книг, одна из которых названа «Принципы истории».

Хотя Кваша настолько далеко выходит за рамки традиционного научного подхода, что даже книги свои издаёт не как научные а как развлекательные.

Впрочем, это вполне в духе нашей рассылки, которая тоже стремится совместить обе эти задачи – и полезной информацией поделится и со скукой бороться читателям помочь.

 

Знания древних

 

Кваша по образованию химик и во многом опирался на методы химии и математики.

В основе его концепции лежит понимание такого феномена, проявляющегося в самых разных явлениях природы как ритмика. Мир, в котором мы живём, весьма динамичен, изменчив. Но эта динамика всегда подчинена тем или иным ритмам, периодам, переходам. Менделеев разгадал их в химии. Кваша обнаруживает их и в историческом процессе.

За основу берутся трёхшаговые и четырёхшаговые циклы, отражающие глубинные структурные периоды в развитии любого явления – рождение, расцвет, увядание, смерть. Смерть можно считать нулевой фазой, то есть в определённых условиях отсутствием фазы и для явлений, относящихся только к жизни, играет роль трёхшаговый ритм.

Самый фундаментальный и наглядный пример таких ритмов это времена года или части суток весна (утро) – лето (день) – осень (вечер) – зима (ночь).

Наши далёкие предки с глубокой древности осмысливали эти природные ритмы. Так в Античной Греции время измеряли не только годами, но и четырёхлетиями, в конце каждого из которых устраивались Олимпийские игры, имевшие в те времена в большей степени религиозное, нежели чисто спортивное значение. То есть греки прекрасно знали, что и каждый год имеет свою структурную функцию – есть год подобный утру и весне, за ним идёт год, соответствующий дню и лету, вечерний осенний год. А зимний ночной это как раз високосный год, в который тогда и устраивались Олимпиады.

На другом конце Евразийского континента в Китае, даосская традиция также от глубокой древности занималась осмыслением этих ритмов. Широкой публике эта традиция известна в виде Восточного гороскопа, а самые любознательные читатели наверняка слышали и о знаменитой «книге перемен». В Китае каждому году присвоили звание соответствующего зверя. Всего их 12 : Крыса, Бык, Тигр, Кот, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан. Они образуют 12-летний цикл. И как стало известно в XX веке этот цикл совпадает с активностью Солнца.

 

 

Наука о времени

 

Григорий Кваша предложил целый комплекс разнообразных идей и предположений, укладывающийся в стройную системную картину. На основе своих математических построений Кваша утверждает, что в истории некоторых народов происходили особые эпохи. Он называет их имперскими циклами. Каждый такой цикл длится 144 года. И пока было только три народа, которые прошли такие циклы четыре раза, пройдя тем самым полный курс исторической школы, и став по настоящему мудрыми. Первым и ещё до начала нашей эры таким народом стали евреи. Одной из фундаментальных основ Библии является особая роль еврейского народа в истории человечества. Вторым таким народом стали англичане, которые свою школу окончили лишь в начале прошлого века. А третьим, по его мнению, должны стать русские. Нас выпускной экзамен ждёт в 2025 году.

Если в Периодической системе Менделеева за основу взяты химические элементы, то для истории Кваша подобной основой для периодизации предлагает рассматривать революции. Термин революция, однако, он трактует существенно иначе, чем было принято в марксистской традиции. Кваша называет революциями не только смену общественного строя, но и любую заметную перемену политического курса. Даже если смены строя не происходит, и порой у власти остаются те же силы.

Особенностью всех имперских циклов, является то, что в их рамках любые такие смены курса происходят исключительно в год змеи, история работает как часы, перелистывая страницы книги перемен, аккуратно через каждые 12 лет.

На то, что ключевые изменения в российской новейшей истории происходили с чётким интервалом в 12 лет, кстати, обратили внимание задолго до Кваши, и в мои студенческие годы эта тема широко обсуждалась.

Кваша, однако, сумел серьёзно осмыслить эту закономерность. Три 12-летних цикла он объединил в 36-летие. Весь 144-летний имперский цикл состоит из четырёх таких 36-летий. И они соответствуют этому универсальному ритму. Зимний, ночной период следует в начале.

 

1881 – 1893 годы. Убийство революционерами-народовольцами Александра II. Его сын Александр III сменяет его на престоле и меняет политический курс. Проводит так называемые контрреформы, которые позволяют достигнуть политической стабильности.

 

1893 - 1905 годы. На престол вступает внук Александра II Николай II. В стране происходит бурный экономический подъём. Успешная деятельность премьер-министра Витте. «Развитие капитализма в России».

 

1905 – 1917 годы. Неудачная русско-японская война. Первая русская революция. Манифест 17 октября вводящий зачатки конституционного строя с гарантиями основных прав и свобод. Начинается деятельность Государственной Думы.

 

Первое 36 – летие (1881 – 1917). Сон. Искусство «Серебряного века» подобно сновидениям часто пророческим предугадывает тенденции будущего.

 

1917 - 1929 годы. Февральская революция. Крах прежнего строя. Вопрос о власти решается в пользу большевиков, а к концу периода НЭПа контроль над партией полностью берёт в руки Сталин, ликвидирующий любую политическую оппозицию даже внутри партии.

 

1929 – 1941 годы. Сосредоточив в своих руках абсолютную власть, Сталин проводит модернизацию экономики. Коллективизация и индустриализация.

 

1941 – 1953 годы. После вступления СССР во вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции меняется идеологический курс. Роспуск Коминтерна. Приостановка репрессий против православной церкви. Опора на национальные традиции.

 

Второе 36-летие (1917-1953).Утро. Пробуждение. Империя встаёт на ноги.

 

1953 – 1965 годы. Разоблачение культа личности, хрущёвские экономические реформы. Оттепель.

 

1965 – 1977 годы. Политическая стабилизация после отстранения Хрущёва от власти. Расцвет советской экономики.

 

1977 – 1989 годы. Принятие Брежневской Конституции, застойные явления плавно перетекают в экономический кризис, а при Горбачёве и в политический. С началом перестройки и гласности происходит смена идеологической парадигмы.

 

Третье 36 – летие (1953-1989). День. Империя в зените своего могущества.

 

1989 – 2001 годы. Распад СССР. Восстановление частной собственности. Политическая нестабильность. Локальные войны.

 

2001 – 2013 годы. Стабилизация системы при Путине, развитие экономики.

 

2013 – 2025 годы. Последнее 12-летие последнего 36-летия последнего 144 – летнего имперского цикла должно подвести идеологические итоги всему предшествующему опыту российской государственности.

 

Четвёртое 36 – летие (1989 – 2025). Вечер, осень, закат, увядание.

 

Политика, экономика, идеология

 

В своих построениях Кваша часто оперирует тремя понятиями политика, экономика, идеология. Каждое из четырёх 36-летий в имперском цикле разбито на три 12-летия. И каждый раз они идут в одной и той же смысловой последовательности. Сначала 12 лет история концентрируется на решении политических задач, затем 12 лет после их решения идёт бурное развитие экономики, а в итоговое 12-тие подводятся идеологические итоги 36-летнего этапа.

 

У Кваши очень много разнообразных и оригинальных идей, которые однако разным людям в разной мере покажутся достаточно убедительными.

 

Мне одной из самых интересных его идей показались его рассуждения о сущности различий между Западной и Восточной Цивилизациями.

 

В древности западной цивилизации не существовало. Был только Восток. Не случайно историки первокурсники в первом семестре начинают изучать историю человечества с истории Древнего Востока.

 

Колыбелью Западной Цивилизации называют Античную Грецию. Западная цивилизация, возникнув в Греции и Риме в эпоху Средневековья захватывает всю Европу, а после Великих географических открытий распространяется дальше.

 

Кваша выдвигает предположение, что сама история заключается в постепенном и последовательном перетекании всех народов и стран из состояния Восточной цивилизации в состояние Западной цивилизации. При этом есть переходное состояние, которое он именует Центром. К центру Кваша относит и Россию.

 

А в качестве одного из главных различий он предлагает такие суждения.

Каждое конкретное общество можно разделить на три части: народ, правящая элита и изгои.

Так вот в каждом из трёх типов цивилизации собственная комбинация этих трёх частей.

На Востоке в народе преобладают экономические  мотивы, в элите идеологические, а политики ходят в изгоях.

На Западе элита состоит из капитанов экономики бизнесменов, народ политизирован, а идеологи изгои. Для иллюстрации Кваша приводит образ учёного маньяка, классический архетип массовой западной культуры.

В Центре (то есть сейчас в России) изгои это как раз экономические люди коммерсанты. Их обзывают спекулянтами, мироедами, и даже в дореволюционном купечестве было распространено мнение о греховности обогащения. Народ у нас состоит из идеологов, стремится к высшей справедливости, ему обязательно надо знать какой у нас строй социализм или капитализм (вопрос во многом бессмысленный и для Запада и для Востока). А элита у нас политики. Поэтому в России невозможно полноценно владеть собственностью, не имея доступа к рычагам власти.

 

Ну вот так я вскользь попытался изложить некоторые идеи Кваши. Наверняка, как я уже подчёркивал, не каждому они покажутся убедительными. Это во многом зависит от склада ума и типа личности.

 

К теме различий между Россией, Западом и Востоком мы ещё вернёмся в будущих выпусках рассылки, совершенно отрешившись от концепций Кваши и вернувшись в русло более традиционных представлений.

 

А пока на прощанье наш исторический анекдот

 

Дело было в 1929 году, в момент величайшего в  истории фондового кризиса. Американский миллиардер Вандербильт был обвинен в манипулировании фондовым рынком, после того как стало известно, что он продал разом значительное число ценных бумаг. Вскоре после сброса акций миллиардером произошел обвал финансовых рынков. Господин Вандербильт не признал предъявленных обвинений, а свое желание продавать ценные бумаги перед обвалом рынка объяснил так: "Чистильщик обуви спросил меня, какие сейчас выгодно покупать акции. И я решил: когда чистильщики обуви приходят на фондовый рынок, профессионалам там делать нечего. Поэтому я и стал продавать". Как бы там ни было на самом деле, претензии к Вандербильту были сняты.

С тех пор многое изменилось. Американские домохозяйки изучают последние новости, в которых регулярно сообщается о последних изменениях индекса Доу Джонса, почти так же внимательно, как и наши российские пенсионеры слушают прогноз погоды. Однако термин "американские домохозяйки" и его европейский аналог – "бельгийские дантисты" - по-прежнему не утратил своей актуальности и означает массы непрофессиональных инвесторов, далеких от фондового рынка.

До свиданья!

Сель Пластилинов

ведущий рассылки.

e-mail: по вопросам игры в альтернативную историю      klubklio@gmail.com

 по любым иным вопросам klubklio@narod.ru

 

 

 


В избранное