Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 18 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 18. ЕВРЕИ В АРАВИИ (#01)

ЕВРЕИ В АРАВИИ

В огромной пустыне, называемой Аравийским полуостровом, жили арабы - кочевой народ, разделенный на различные бедуинские племена. Большая их часть жила в шатрах, переходя со своими стадами с одного скудною пастбища на другое, из оазиса в оазис, делая длинные переходы по пустынным пескам. Еврейские поселения в Аравии существовали примерно с 70 года н.э., то есть со времени разрушения Второго храма. Некоторые евреи поселились в оазисах северо-западной части полуострова, где они занимались земледелием и разведением плантаций. Говорят, что именно они стали первыми разводить в Аравии финиковые пальмы. Еврейские поселенцы участвовали в основании городов, расположенных вдоль цепи оазисов, на караванных путях, ведущих на восток и на запад. По этим дорогам в Египет, Палестину, Сирию и Вавилонию доставлялись драгоценные грузы: благовония и пряности Аравии. Еврейские купцы и ремесленники сбывали свои товары в городах Ясриб и Мекка. Люди жили здесь в больших каменных домах. Бедуины, бывавшие в этих городах, дивились красоте и удобствам городских жилищ.

Не все евреи Аравии, однако, жили в городах и постоянных поселениях. Многие, подобно бедуинам пустыни, бродили от колодца к колодцу со своими стадами, как это делали Авраам, Исаак и Иаков мною веков тому назад. Евреев Аравии трудно было отличить от их соседей-арабов: они носили такую же одежду и говорили на тех же арабских диалектах. Но при этом существовало между ними одно очень важное различие: евреи придерживались законов Торы и верили в Единого Бога, а арабские племена поклонялись разнообразным идолам, и каждое племя молилось и приносило жертвы своему собственному божеству. В процессе общения с евреями - будь то на дорогах пустыни или на городских рынках - арабы, естественно, узнавали о вере евреев в Единого Бога. До них доходили рассказы из Аггады и мидрашей, и они наблюдали законы, по которым жили евреи. Обычаи иудаизма пришлись по душе многим арабам, и некоторые из них присоединялись к еврейским общинам.

ЕВРЕЙСКОЕ ЦАРСТВО В ЙЕМЕНЕ

В Йемене, на юго-западе Аравийского полуострова, еврейские земледельцы и ремесленники значительно способствовали богатству страны. В VI веке н.э. один из арабских царей обратился в иудаизм, приняв еврейское имя Иосиф*. Царство Иосифа процветало. Его купцы торговали со многими странами, ремесленники изготовляли прекрасные чеканные серебряные, медные и золотые сосуды, поэты создавали чудесные песни. Еврейское царство в Йемене было разрушено византийцами и абиссинцами (эфиопами) в 525 году. Хотя многие евреи покинули Йемен, еврейская община там сохранилась.

В 575 году Йемен стал частью Персидской империи, но местная еврейская община никогда уже не достигала прежнего блеска. Нередко члены ее терпели крайнюю нищету и преследования. Однако, несмотря на трудности, йеменские евреи твердо держались своей веры и продолжали развивать ремесла. Они по-прежнему изготовляли изящные металлические изделия, насаждали плантации и занимались торговлей. Евреи северо-западной Аравии преуспевали в то время гораздо больше: они были деятельны, богаты, пользовались уважением и авторитетом общества.

* Это был последний химьяритский царь Юсуф Зу-Нувас (517 или 525 гг.) (Прим. пер.)

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА

В начале VII века один молодой араб, погонщик верблюдов по имени Мухаммад увлекся иудаизмом. Этот молодой человек был беден и не получил образования, но он обладал необычайным умом и энергией. Он старательно прокладывал себе путь в жизни, пока не стал заниматься караванной торговлей и превратился в богатого купца. Вместе со своим караваном Мухаммад совершал путешествия по странам "Плодородного полумесяца" - Палестине, Египту, Сирии и Вавилонии. Ему приходилось встречаться со многими образованными евреями, постепенно он заинтересовался их религией.

Как и прочие арабы, Мухаммад считал себя потомком Ишмаэля - сына праотца евреев Авраама*. Его всегда волновали религиозные вопросы, он начал развивать свои собственные идеи и со временем стал считать себя великим пророком, подобным Моисею Мухаммад глубоко уверовал в Единого Бога, которого называл он Аллахом**. "Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - пророк Аллаха'" провозгласил он. Он пророчествовал, не испытывая сомнений в том, что вдохновлен самим Богом. Он объявил о рождении новой религии и посвятил делу ее распространения всю свою энергию и душевные силы.

Новую религию, которую Мухаммад назвал "ислам" (буквально "примирение", "покорность воле Божьей"), он строил на основе иудаизма. Его пророчества содержат осуждение идолопоклонства и жертвоприношений лжебогам и направлены на утверждение монотеизма (единобожия). Мухаммад призывал своих последователей жить справедливо. Очень многие его нравственные принципы формировались под влиянием того, что становилось ему известно в результате общения с евреями и христианами, тем, кто станет исполнять заповеди ислама, он обещал вечное блаженство в загробной жизни.

Старая пословица "Нет пророка в своем отечестве" полностью оправдалась в случае с Мухаммадом: он не нашел последователей в городе, где жил, - Мекке. Тамошних жителей раздражали попытки Мухаммада обратить их в ислам, они видели в нем лишь смутьяна-фанатика. В 622 году - этот год стал считаться впоследствии первым годом мусульманского календаря - Мухаммаду пришлось бежать оттуда.

* По-арабски Исмаил (Ишмаэль) - сын Ибрагима (Авраама). (Прим. пер.)

** Это слово соответствует словам "Элоах", "Элохим" - "Бог" на иврите. (Прим. пер.)


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

Но неудача в Мекке не обескуражила Мухаммада. Он продолжал проповедовать и искать последователей по всей стране. Благодаря безграничной вере и личному обаянию Мухаммад приобрел много сторонников. Постепенно ислам укоренился и широко распространился по всей обширной Аравийской пустыне, а Мухаммад превратился в величайшего пророка своей страны. Многочисленные племена, веками враждовавшие и воевавшие друг с другом, объединились, осознав себя единым целым народом ислама, сплоченным под водительством Мухаммада. Город Ясриб, ставший пророку новым домом, был объявлен священным и стал называться Медина (сокращение от Мединет-эн-Неби - "город Пророка"); еще большей святыней стал со временем его родной город Мекка.

Мухаммад ожидал, что евреи Аравии примут основанную им религию. В конце концов, разве она не базировалась на принципах иудаизма, и разве он, Мухаммад, не продолжал великую традицию пророков Израиля? Евреи радовались тому, что идолопоклонство арабов сменилось верой в незримого Единого Бога. Но идей Мухаммада они, разумеется, не могли принять. Ведь у них давно существовала своя традиция, своя цивилизация, своя религия и высшие достижения их религиозной мысли - Библия и Талмуд.

Поняв, что евреи не собираются присоединяться к исламу, Мухаммад и его сторонники начали их преследовать. Они напали на евреев Медины и вынудили их бежать из города. Многие евреи, кочевавшие по пустыне, также подверглись нападениям, а часть их была покорена и истреблена. Оставшиеся, вместе с евреями Йемена, были обложены тяжелыми налогами и принуждены подчиниться особым унизительным законам. Свободе и безопасности еврейских общин в Аравии пришел конец.

Продолжение следует...

 

В избранное