Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 17 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 17. НОВЫЙ ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР В ВАВИЛОНИИ (#02)

ТАЛМУДИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Учение и высказывания амораев Вавилонии, собранные позднее в Вавилонском Талмуде, оказали глубочайшее влияние на развитие еврейского Закона во многих странах. Когда пришли в упадок школы в Эрец-Исраэль, евреи всего мира начали искать авторитетного руководства в трудах вавилонских амораев. Шмуэль разработал еврейский календарь на шестьдесят лет вперед, который был затем размножен и разослан многим, в том числе Иоханану бар Наппахе в Эрец-Исраэль. Столетием позже этот труд помог наси Хиллелу II составить новые таблицы, ставшие первым официальным календарем евреев всех стран.

Шмуэль и Рав оставались близкими друзьями и сотрудниками в течение всей своей жизни. Вместе они пересмотрели Сиддур - сборник еврейских молитв. Рав написал прекрасную молитву «Алейну», в те времена читавшуюся на Рош ха-Шана (еврейский Новый год), а в наши дни входящую в состав ежедневной литургии. Шмуэль составил краткий вариант молитвы "Восемнадцать благословений" (на иврите "Шмоне-эсре" или "Амида"). Кроме того, Шмуэль был крупным законоведом-юристом. Одно из его важнейших решений гласило, что каждый еврей должен подчиняться законам страны, в которой он живет, если они не противоречат еврейской религии, и быть лояльным гражданином того города и государства, где он нашел приют.

Последние годы жизни Шмуэля были омрачены немалыми тревогами. В 226 году н.э. персы, изгнав парфян, вновь завладели Вавилонией. Новые властители Персии были зороастрийцами (от имени основателя их религии - 3opoaстpa \Заратуштры\) и поклонялись богу света и огня. Фанатичные жрецы зороастризма стремились навязать свой культ населению всех покоренных Персией стран и начали преследовать евреев, противившихся этому. Лишь вмешательство Шмуэля, обладавшего большим влиянием при персидском дворе, помогло облегчить положение евреев. Шмуэль умер в 257 году. Вскоре Нехардеа была разграблена армией Пальмиры. После этого город никогда уже не подымался до прежнего значения. Он был восстановлен, но центрами еврейской учености стали Сура и Пумбедита.

РАББА БАР НАХМАНИ

Многие из известных амораев Вавилонии служили также раввинами в синагогах. Одним из наиболее блестящих из них был Рабба бар Нахмани, в течение двадцати одного года возглавлявший академию в Суре. По субботам он произносил проповеди, объясняя Закон, комментируя отрывки Библии и занимая присутствующих рассказами и поучительными историями. Во время месяцев Ярхей-Калла к нему собиралось столько слушателей, что налоговые власти обвинили его в намеренном отвлечении множества людей от работы дважды в год. В конце концов, Раббе пришлось бежать из Суры. Он умер, не вынеся тяжести жизни в изгнании.

РАВ АШИ

Обеспокоенная еврейская община нашла себе нового лидера - рава Аши, высокоодаренною ученого из знатной и богатой семьи. Рав Аши был назначен главой Сурской академии в очень молодом возрасте. Рав Аши немедленно взялся за работу, готовя новые помещения для занятий, и пересматривая программы обучения так, чтобы они приносили больше пользы слушателям. И снова народ устремился в Суру в месяцы Ярхей-Калла и перед праздниками. Как и прежде, эксиларх приезжал почтить собрания учащихся своим присутствием. Восприявшие духом евреи Вавилонии с новым энтузиазмом взялись за изучение Торы и Мишны и охотно участвовали в богатой и разнообразной общинной жизни.

Одной из работ рава Аши было сохранение обширного материала, отражавшее о деятельность амораев Вавилонии. Как некогда Устная традиция передавалась из поколения в поколение устно, пока не была собрана и записана в форме Мишны, гак и ныне высказывания амораев передавались изустно и так переходили из рода в род. Понимая ценность учения амораев для будущих поколений, рав Аши собрал эти высказывания в сборник, известный ныне как Вавилонская Гемара.

Затем рав Аши с помощью учеников и коллег приступил к кодификации Вавилонской Гемары в соответствии с классификацией Мишны, сделанной Иехудой ха-Наси. В периоды Ярхей-Калла в это дело вносили свой вклад многие из учащихся, добавляя к имеющимся текстам записи дискуссий, споров, рассказов и притч, слышанных в процессе учения. Рав Аши возглавлял академию около пятидесяти лет, заслужив титул "раббан", то есть "наш господин" - титул, который еврейская община Вавилонии обычно давала только эксилархам.

После смерти рава Аши вновь начался период преследовании. Преемник Аши на посту главы Сурской академии - Равина, видя грозящую евреям опасность, решил внести свой вклад в сохранение учения вавилонских амораев. Он продолжил запись и кодификацию Гемары, однако понадобился труд еще одного поколения ученых, чтобы завершить эту работу. Эти ученые, так называемые савораи (то есть "рассуждающие", "высказывающие мнение") окончательно оформили Вавилонскую Гемару. В 499 году н.э. Вавилонский Талмуд, состоящий из Вавилонской Гемары и Мишны, был завершен.

ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД

Огромный и многосторонний труд - Вавилонский Талмуд написан в основном по арамейски, то есть на разговорном языке вавилонских евреев. Арамейский язык Талмуда близок к ивриту. Талмуд написан еврейскими буквами и на современного читателя его язык производит впечатление диалекта языка иврит. Вавилонский Талмуд подобен тропе, идущей из прошлого еврейской жизни в будущее. Целые поколения евреев строили свою жизнь и мировоззрение, основываясь на этом необъятном энциклопедическом труде.

Одновременно с Талмудом появились сборники мидрашей. Мидраши - это рассказы и комментарии, иллюстрирующие отрывки из Библии. Проповедуя в синагогах, раввины нередко пересказывали истории из мидрашей вместе с остроумными цитатами из Аггады и притчами из Мишны и Гемары. Людям нравились проповеди с такими историями и цитатами, родители с удовольствием передавали их детям. Наряду с Аггадой, мидраши являются частью богатого фольклора еврейского народа, впитывавшего в себя все новые элементы в ходе столетий.

Время завершения Талмуда для населения Вавилонии - не только для евреев, но и для представителей других религий - было смутным и трудным. Фанатичные жрецы нового зороастрийского культа стремились обратить в свою веру всех и каждого. Эксиларх был казнен, а многие синагоги, равно как и академии Суры и Пумбедиты, были закрыты и бездействовали в течение почти полувека.

ЦАРЬ ХОСРОВ I (531—579)

В 531 году на персидский престол взошел царь Хосров I, отличавшийся терпимостью в отношении веры. При нем академии Суры и Пумбедиты открылись вновь. С этого времени главы этих двух больших иешив стали называться гаонами. Почетный титул "гаон" буквально означает "краса" или "гордость". Теперь, когда в Эрец-Исраэль уже не было несиим, гаоны вавилонских школ стали рассматриваться как духовные руководители еврейских общин всего мира. Во вновь открытых академиях изучался только что завершенный Вавилонский Талмуд, который стал основой дальнейшей работы в области изучения Закона.

Начался новый, продуктивный период еврейской жизни. Персидская империя, в состав которой входила Вавилония, тогда ни с кем не воевала. Ее население процветало, города украшали прекрасные дворцы и сады. Персидские поэты и художники, архитекторы и скульпторы создавали замечательные произведения искусства. Ремесленники славились выделкой изящных металлических изделий и производством тканей, в том числе и шелковых.

Продолжение следует...

 

В избранное