Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 17 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 17. НОВЫЙ ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР В ВАВИЛОНИИ (#01)

НОВЫЙ ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР В ВАВИЛОНИИ

Вавилония была богатой, плодородной страной, расположенной между реками Тигр и Евфрат. Евреи жили в ней уже многие века — с 597 года до н.э., когда лет за десять до разрушения Первого храма плененный царь Иудеи Иехояхин основал здесь, согласно преданию, будущий город Нехардею. Местная община стала центром еврейской жизни в Вавилонии.

Во времена Второю храма в Вавилонии жило больше евреев, чем в Иудее. Еврейская община Вавилонии была богатой и процветающей. Она внесла щедрый вклад в восстановление Иудеи. Веками евреи со всех концов Вавилонии добровольно платили в пользу Храма взносы, их собирали в Нехардее и посылали в Иудею под вооруженной охраной.

Некоторые из вавилонских евреев жили на обширных плодородных равнинах и занимались земледелием и скотоводством, другие жили в городах и были ремесленниками, торговцами, банкирами и купцами. У вавилонских евреев были свои синагоги, школы и суды, где дела разбирались в соответствии с еврейскими законами. Хотя эти учреждения не достигали уровня палестинских, они никогда не прекращали своего существования. Еврейские суды, синагоги и школы в Вавилонии обращались за руководством к Великому Собору, а позднее - к Великому Синедриону, находившимся в Иерусалиме.

Евреи Вавилонии, как и повсюду в мире, рассматривали Эрец-Исраэль как духовный центр иудаизма Ученики из Вавилонии — из их числа был и знаменитый Хиллел - стекались в Иерусалим, чтобы послушать учителей Великого Синедриона. Даже после разрушения Второго храма вавилонские евреи продолжали учиться у таннаев Явне, Тверии и Циппори.

В римский период Вавилонией владели парфяне, отличные воины, веками сопротивлявшиеся завоевателям-римлянам. Парфяне терпимо относились к евреям, проживавшим в их владениях. Беженцы из Иудеи нередко искали прибежища в вавилонских провинциях Парфянской империи. Так разрасталась и крепла еврейская община Вавилонии.

ЭКСИЛАРХ

Еврейскую общину Вавилонии возглавлял гак называемый реш-галута, то есть "глава изгнания" (по-гречески эксиларх). Эта должность была наследственной. Эксилархи были потомками Давида через Иехояхина - плененною Навуходоносором царя Иудеи. Эксиларх руководил еврейскими общинами всей Вавилонии. Он собирал и налоги, установленные властями, и те, что евреи платили в пользу общины. В эпоху Второго храма эксиларх собирал также взносы на Храм, а позднее на академии-иешивы.

Для еврейской общины Вавилонии эксиларх являлся высшим авторитетом в судебных делах и во всех вопросах светской жизни. В период возрождения еврейской государственности в Эрец-Исраэль он считался в Вавилонии лицом, четвертым по значению после царя. Эксиларх превратился в могущественного вельможу. Он жил в великолепном дворце в Нехардее и одевался с царской роскошью. Когда он появлялся на улицах, о его приближении оповещали гонцы, бежавшие впереди его свиты. Вавилонские евреи гордились своим эксилархом, и он пользовался большим почетом.

Из-за нехватки руководителей и учителей соответствующего уровня еврейские школы и суды в Вавилонии пришли со временем в упадок. Всегда, однако, находились талантливые молодые люди, отправлявшиеся учиться в академии Эрец-Исраэль. Среди наиболее одаренных учеников Иехуды ха-Наси двое были из Вавилонии Абба Ариха (то есть Абба Долговязый) и Шмуэль. Шмуэль был выдающимся юношей, обладавшим глубокими и многосторонними познаниями. Некоторые называли его Ярхинаа (от слов яреах - "луна" и иерах - "месяц"), то есть "Астроном", поскольку именно в этой области он особенно отличался. Был он также врачом и лечил Иехуду ха-Наси от тяжелой глазной болезни.

Абба Ариха славился как выдающийся ученый в области Закона. Позднее он стал известен просто как Рав ("господин", "учитель"). Впоследствии равами (раввинами) стали называть всех ученых, прошедших рукоположение. Когда эти двое, еще молодыми, вернулись домой в Вавилонию, они привезли с собой только что записанную Мишну великий труд своего учителя Иехуды ха-Наси.

РАВ ШМУЭЛЬ

Раву было поручено наблюдать за правильным соблюдением мер и весов на рынках еврейских общин Вавилонии. Объезжая страну, он видел, как сильно оскудела духовная жизнь этих общин. Молодой ученый стал мечтать о возрождении еврейской культуры и поднятии образовательного уровня своего народа. Он взялся за перестройку всей системы школ и синагог. Позднее Раву было предложено возглавить академию Нехардеи, но он отклонил предложение, считая, что этот пост должен занимать Шмуэль. Хотя Шмуэль был моложе его. Рав считал, что его друг является великим ученым. Кроме того, Шмуэль родился в Нехардее, знал ее жизнь и обычаи и как никто другой подходил для должности председателя академии.

Сам же Рав оставил Нехардею и основал новую академию в Суре. Он был прекрасным учителем и администратором, и его новая иешива привлекла многих ученых и учеников. Небольшие залы академии не могли вместить всех желающих слушать его и учиться у него. Вскоре Рав стал популярнейшим и любимым руководителем вавилонских евреев.

Рав ввел новую можно сказать революционную систему обучения открытую для каждого, кто желал ею воспользоваться. Ежегодно в течение месяцев адар (приблизительно март) и элул (приблизительно сентябрь), когда земледельцы могли отдохнуть от полевых работ, а ремесленники и торговцы сделать перерыв благодаря смене сезонов. Рав проводил специальные занятия по еврейскому Закону. Эти два месяца назывались Ярхей Калла, что означает по всей вероятности месяцы общего сбора.

Во время Ярхей-Калла и в предпраздничные недели народ стекался в Суру послушать эти популярные курсы в академии. Сам эксиларх приезжал в Суру, чтобы почтить своим присутствием 'месяцы общего сбора". Народ радовался, встречая на улицах своего вождя облаченного в великолепные одежды. Жажда учения охватила вавилонских евреев, деятельность школ и синагог по всей стране заметно улучшилась, и множество людей встречалось здесь ради занятий наукой и участия в дискуссиях. Опираясь на Мишну, еврейские ученые Вавилонии могли применять законы Торы к жизни в изгнании. Преподавая Мишну своим ученикам, Рав и Шмуэль преуспели в важнейшей задаче - превращении Торы в руководство и жизненную силу, помогающую вавилонским евреям решать многочисленные повседневные проблемы.

Продолжение следует...

 

В избранное