Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 16 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 16. ЭПОХА МИШНЫ И ТАЛМУДА (#02)

СОЧИНЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В МИШНУ

Некоторые ученые времен Иехуды ха-Наси и последующих поколений решили записать (и тем самым сохранить) и отдельные части Устной традиции, не вошедшие в Мишну. Они называются барайтами. Наиболее известный сборник таких дополнений к Мишне носит название Тосефта.

КОНЕЦ ЭПОХИ ТАННАЕВ

Много лет Иехуда страдал от болезни, причинившей ему сильные боли, но продолжал работать. Он не прекращал ни преподавания, ни участия в заседаниях Синедриона. Когда Иехуда умер, его оплакивали друзья коллеги ученики и вся еврейская община. Он был одним из тех редчайших людей, что сумели воплотить в себе образ духовного отца целого народа. О нем говорили: "Со времен Моисея не было человека, подобного Иехуде сочетавшего руководство с Торой". Толпы народа провожали Иехуду в последний путь - в некрополь города Бет Шеарим. Казалось, каждый чувствовал, что вместе с ним уходит великий период еврейской истории.

Смерть Иехуды ха Наси ознаменовала конец эпохи таннаев. Главным делом таннаев было сохранение Мишны послужившей основой еврейского. Закона для грядущих поколений. Как ныне Верховный суд государства ищет руководства в конституции страны и в поправках к ней, так в свое время Синедрион обращался и к Торе и к Мишне при вынесении судебных решении и постановлении.

ЭПОХА ПРАВЛЕНИЯ НЕСИИМ

После смерти Иехуды ха-Наси академию и Синедрион возглавил его сын Гамлиэль III, и в течение двух последующих столетий пост наси сохраняли за собой представители школы Хиллела. Римские императоры относились к наси как к князю и называли его патриархом. Неевреи часто выражали удивление тем фактом, что несиим и (множественное число от наси) не будучи официальными правителями, решали дела еврейских общин и почитались руководителями в глазах всех евреев. Законы и по становления несиим добровольно принимались еврейскими общинами, где бы они ни находились. Евреи по собственной воле платили взносы для поддержания своих школ религиозных учреждений и судов. Так же без всякого принуждения они выделяли долю на благотворительность.

Эти два века были нелегкими для евреев Эрец-Исраэль. Страна так и не оправилась от военной разрухи. Под гнетом тяжелых податей, взимаемых римскими властями, народ с трудом сводил концы с концами. Многие земли оставались необрабатываемыми, выжженный лесной покров в юрах так и не восстановился. Римляне выжимали из страны все, что могли, но не заботились о возрождении былого плодородия земли. Но даже в этих условиях Гамлиэлю III и его преемникам удавалось в течение многих десятилетий сохранять в Эрец-Исраэль чрезвычайно развитую образовательную систему. Синедрион по-прежнему оставался центром еврейской общины. Лишь наси мог рукополагать раввинов, и только ему, при участии ученых Синедриона, принадлежало право устанавливать еврейский календарь. Он должен был следить за тем, чтобы евреи всею мира знали, когда им следует отмечать их праздники.

АМОРАИ

Новые академии-иешивы возникли и развились в Вавилонии, вдали от Эрец-Исраэль. В городе Нехардеа два ученика Иехуды ха-Наси - Рав и Шмуэль приступили к преподаванию и самостоятельной разработке различных решений. В своей работе они основывались на Мишне Новое поколение ученых после Иехуды ха-Наси - как в Палестине, так и в Вавилонии называлось амораями, что значит разъясняющие" или "толкователи". Вновь накапливалась масса отчетов о научных спорах, множество постановлений, рассказов и аллегорических притч, создаваемых в галилейских и вавилонских академиях. Многие из ученых Вавилонии приезжали в Палестину, в иешиву Тверии, чтобы заниматься наукой вместе с учителями и судьями этой академии и Синедриона.

ИОХАНАН И ШИМОН

Одним из выдающихся ученых Тверии был Иоханан бар Наппаха. Сын бедного кузнеца, Иоханан учился у Иехуды ха-Наси. Будучи одним из первых, кто основывал свое учение на Мишне, Иоханан разработал и метод толкований, также основанный на этом источнике. Он вызывал восхищение еврейских ученых всего мира, и, в свою очередь, высоко ценил ученых Вавилонии и их новые академии.

Иоханан был человеком общительным и готов был поговорить с любым встречным. Однажды, во время купания, он увидел незнакомца, поразившего его прекрасным атлетическим сложением и обилием жизненных сил. Звали этого незнакомца Шимон бен Лакиш. Шимон рассказал Иоханану, что сражался на арене цирка с римскими гладиаторами, дрессировал диких зверей, и еще о многом из своей богатой событиями жизни. Он даже намекнул, что как-то возглавлял шайку разбойников. Дело кончилось тем, что Шимон и Иоханан стали близкими друзьями. Иоханан убедил силача Шимона переменить образ жизни и начать заниматься в академии Шимон бен Лакиш послушался, и со временем стал великим ученым.

Через посредство позднейших амораев до нас дошло немало блестящих дискуссий между этими двумя людьми. У этой истории есть и романтическая сторона: прекрасная сестра Иоханана вышла замуж за красавца Шимона.

РАЗРЫВ С ХРИСТИАНСТВОМ

Период мирных занятий наукой в Израиле был прерван событием, глубоко повлиявшим на судьбы евреев всего мира, римский император Константин принял христианство. Константин полагал, что христианство - это та новая сила, которая сможет оживить Римскую империю к тому времени очень ослабевшую. После своего обращения Константин стал отрицательно относиться к иудаизму и начал стремиться подорвать его влияние.

Несмотря на то, что христианство вышло из лона иудаизма, разрыв между обеими религиями все увеличивался. Христиане уже не считали себя связанными с еврейством. Более того, подавляющее большинство новообращенных христиан происходили не из евреев, а из различных других народов и привносили в христианский культ элементы своих старых языческих религий как, порядок дней христианской недели заимствован из зороастризма, тогдашней религии персов. У персов день их солнечною бога приходился на воскресенье (до сих пор называемое "днем Солнца" на многих языках Запада), этот день заменил субботу у членов новой секты – христиан. С годами христианство все более отдалялось от иудаизма. Ко времени принятия императором Константином христианства оно уже полностью отделилось от еврейской веры. Христианство сформировало свою особую церковь и выработало особые институции и ритуал.

При императоре Констанцие II на жизнь евреев Римской империи были наложены новые запреты, что привело к восстанию еврейского населения Галилеи. Римляне жестоко подавили это восстание. Они разрушили города Циппори и Тверию, где находились академии-иешивы. Евреям пришлось бежать из этих городов, спасая свою жизнь.

НЕДОЛГИЙ ПЕРИОД МИРА

Преемник Констанция II Юлиан, прозванный Отступником за то, что отрекся от христианства, отнесся к евреям Галилеи более благосклонно. Школы открылись вновь, и в стране воцарилось спокойствие. Юлиан даже направил послание наси Хиллелу II, в котором называл его «уважаемый брат, патриарх». В этом послании он сообщал о своем намерении отстроить Иерусалимский храм. Юлиан планировал поход против парфян и надеялся, что евреи поддержат его. Но ему не удалось осуществить свои замыслы.

Правление Юлиана было недолгим, и вслед за ним римская держава вновь оказалась под властью императора-христианина. С тех пор христианство стало официальной религией империи. Хотя строгие меры Констанция не были возобновлены, появилось много новых ограничительных законов, дискриминирующих евреев. Хиллел II сознавал трудное положение еврейской общины в Галилее. Он не мог быть уверен ни в том, что академии и Синедрион просуществуют сколько-нибудь длительное время, ни в том, что его потомкам или сторонникам школы Хиллела вообще будет дозволено всегда оставаться на посту наси.

КАЛЕНДАРЬ ХИЛЛЕЛА II

Хиллел II принял важное решение. Объявление календаря на наступающий год уже давно было прерогативой наси. Перед началом года юнцы обычно оповещали все еврейские общины о принятии нового календаря. Хиллел II решил разработать календарь, которым бы могли пользоваться длительное время все евреи без специального постановления на каждый год, и который способствовал бы единству еврейских общин всего мира даже в случае, если Синедрион прекратит свое существование. Произведя необходимые расчеты, он составил особое руководство, дающее всем евреям возможность одновременно отмечать свои праздники. С тех пор евреи повсюду использовали метод Хиллела II для расчета ежегодного календаря и праздничных дат.

Хиллел II был крупным ученым и выдающимся наси. Его труд сыграл огромную роль в деле сохранения еврейских традиций в долгий период после того, как перестала существовать община Галилеи.

РАСКОЛ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Хотя Римская империя была официально объявлена единой христианской державой, изнутри ее раздирали противоречия и острая борьба. В IV веке империя раскололась на два государства, западное — собственно Рим, и восточное новую империю, названную Византией Палестина, включая то, что осталось от Иудеи вошла в состав Византийской империи. Поскольку Рим и Византия постоянно враждовали между собой, евреи, находившиеся в собственно римских владениях, уже не могли посылать взносы в Эрец-Исраэль. Римские власти препятствовали отправке денег, так как опасались, что эти средства попадут в руки их византийских противников.

КОНЕЦ ПЕРИОДА НЕСИИМ

Лишенные финансовой поддержки извне, наси, академия и Синедрион скоро оказались в бедственном положении. Наси Гамлиэль VI умер как раз в это время и не оставил после себя сыновей Византийский император Феодосии II воспользовался этим, чтобы вообще отменить институт наси*. Так был положен конец еврейскому руководству Эрец-Исраэль. Многие евреи покинули Галилею. Под властью Византии Палестина превратилась в христианскую страну. Ограничительные законы привели к тому, что евреям стало фактически невозможно здесь оставаться. Лишь горсточка евреев осталась в нескольких затерянных деревушках Галилеи, и то им приходилось скрываться.

Итак, период несиим пришел к концу. Но история евреев и их цивилизации не закончилась на этом. Евреи лишились родины, но не своих древних традиций, основанных на гуманных законах Торы. Их чувство истории и их вера по-прежнему представляли собой живое, развивающееся наследие. Обстоятельства сложились так, что центр духовного руководства еврейскими общинами мира отныне находился на вавилонской земле.

* Практически сам Гамлиэль VI был смещен со своего поста уже за несколько лет до смерти (Прим. пер.)

Продолжение следует...

 

В избранное