Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 16 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 16. ЭПОХА МИШНЫ И ТАЛМУДА (#01)

НОВЫЙ ЦЕНТР ИУДАИЗМА В ГАЛИЛЕЕ

Когда прекратились антиеврейские гонения в Палестине, в галилейском городке Уша был основан новый центр иудаизма. Один из учеников рабби Акивы, Иехуда бар Илай, открыл здесь академию по образцу Явненской. Ученые, преподававшие в Уше, были преемниками раввинов, толковавших Закон в Явне. Должность председателя - наси, принадлежавшую Гамлиэлю II, ныне занял его сын Шимон. Наси вновь стал духовным главой еврейской общины и пользовался признанием римских властей.

Синедрион, возрожденный наряду с иешивой, поспешил вновь открыть синагоги и школы по всей стране. Возобновилось рукоположение раввинов, обучение детей чтению и письму на иврите, законам и истории их народа. Снова собирались добровольные взносы, дававшие общине возможность поддерживать судебную и образовательную систему и оказывать помощь нуждающимся.

ТАННАИ

Большинство таннаев того периода, когда Шимон бен Гамлиэль занимал пост наси, были учениками рабби Акивы. Среди них особенно выделялись Шимон бар Йохай, рабби Меир и упомянутый Иехуда бар Илай. Шимон бар Йохай был мистиком, стремящимся проникнуть в тайный смысл каждого стиха Торы. Во время восстания против Адриана он был приговорен к смерти за мятежные высказывания, но ему удалось бежать. Тринадцать лет он скрывался в горах Галилеи и жил в пещере. С ним были его сын и несколько учеников, с которыми он продолжал заниматься даже в это трудное время. Позднее он преподавал в школе городка Ткоа.

Полагают, что идеи Шимона бар Йохая положили начало сочинениям мистического направления, известных под названием каббалистических. Его влияние ощущалось в течение многих столетии. Книга "Зохар" ("Сияние"), написанная тысячу лет спустя Моше де Леоном в Испании, несомненно, создана под воздействием идеи Шимона бар Йохая и даже приписывается нередко ему. Шимон бар Йохай нашел место в сердцах многих людей и пользовался любовью широких масс. На праздник Лаг ба-Омер (этот день считается днем его смерти) паломники до настоящего времени посещают его могилу в Мероне возле Цфата и обмечают эту дату специальными церемониями.

Рабби Меир продолжил дело своего учителя Акивы, собирая и классифицируя материал Устной традиции. Меир был блестящим ученым, обладавшим отличной памятью. Он прекрасно знал еврейский Закон и все Священное писание. Рассказывают, что однажды в праздник Пурим он пришел в одну из синагог Галилеи и обнаружил, что там нет свитка, по которому читают книгу Эсфирь. Рабби Меир тут же сел к столу и по памяти написал полную копию свитка. Рабби Меир был прекрасным оратором, и его уроки собирали массу слушателей. Не только ученики и другие ученые, но и простой народ любил его слушать. Рабби Меир был женат на Брурии, которая тоже была ученой женщиной. Она пользовалась большим уважением, и Талмуд сохранил многие из ее замечаний. Рабби Иехуда бар Илай, также блестящий ученый, был главным оппонентом рабби Меира по многим вопросам Закона. Некоторые из мудрых высказываний Меира и Иехуды включены в раздел Мишны, называемый Пиркей Авот, то есть "Поучения предков".

ИЕХУДА ХА-НАСИ

Первоначально слово "наси" означало на иврите "князь". Этот титул весьма подходил председателю Синедриона, который должен был отличаться ученостью, благородством и служить повседневным примером народу. Одним из самых любимых наси, сохранившимся в народной памяти, был Иехуда, который так и вошел в историю под именем Иехуда ха-Наси. Он был преемником своего отца Шимона бен Гамлиэля, занимавшего должность наси полвека. Иехуда был человеком великой скромности, огромной и тонкой души, что дало ему любовь всех, кто знал его. Выдающийся ученый и кодификатор, он считается последним таннаем, завершившим великую эру этих ученых. Ссылаясь на него, его нередко называют просто Рабби, то есть Учитель.

Иехуда ха-Наси учредил Синедрион и академию в городе Бет Шеарим, а позднее в Циппори (Сепфорисе). Его горячим желанием было ввести единообразие в жизнь еврейских общин, рассеянных по всему миру. Будучи наси, лишь он имел право рукополагать раввинов и судей, даже тех, кто занимал эти должности в отдаленных странах.

Иехуду глубоко заботил вопрос сохранения языка иврит. Он хотел, чтобы иврит был живым повседневным языком еврейской семьи. В те времена даже в Эрец-Исраэль евреи говорили по-арамейски, то есть на языке своих соседей нееврейских народов Палестины, Вавилонии и Персии. Однако сам Иехуда ха-Наси, его семья и домочадцы говорили только на иврите. Рассказывают, что слуги в доме Иехуды знали иврит лучше, чем многие ученые. Его любовь к Торе и к языку иврит шла рука об руку с обширными культурными интересами. Он знал много языков. Говорил и читал по-гречески и на латыни и обладал глубокими познаниями во многих науках. У Иехуды было немало друзей среди неевреев, к их числу, по некоторым свидетельствам, принадлежал и римский император Марк Аврелий.

Иехуда видел, как трудно евреям римской Палестины соблюдать их традиционный субботний (седьмой) год, когда, согласно заповедям Торы, земля не должна обрабатываться, ведь римский сборщик налогов появлялся ежегодно независимо от того, снимали евреи урожай или нет. Иехуда предложил смягчить закон о субботнем годе в определенных случаях, чтобы избавить народ от угрозы постоянной нищеты и долгов. Жизнь в городе Циппори тех дней била ключом. Сюда прибывали многочисленные ученики из Вавилонии, жаждавшие послушать Иехуду и его коллег. Иехуда был одним из самых популярных учителей. Он любил говорить: "Многому научился я от моих учителей, еще большему - от коллег, но более всего - от всех моих учеников". Щедрый наси из своих средств помогал нуждающимся ученикам и многим беднякам.

ЗАПИСЬ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ

Всю свою жизнь Иехуда был предан великой задаче: записи Устной традиции. Со времен Эзры и так называемых писцов накопилось множество решений, толкований Библии и законов. Иехуда ха-Наси сознавал, что всем этим материалам грозит опасность утери и забвения, если они не будут упорядочены, кодифицированы и занесены на бумагу. Устная традиция столь разрослась, что никто не был в состоянии помнить ее всю. В прежние времена ученые считали, что запись Устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но теперь они начали понимать, что это необходимо ради сохранения всей Торы. С помощью коллег и учеников Иехуда приступил к этой огромной работе. Он упорядочил, отредактировал и записал всю Устную традицию. Этот труд получил название Мишна. Мишна составляет первую часть и основу того, что можно назвать энциклопедией еврейского Закона и учения – Талмуда.

В этом великом деле Иехуда и его коллеги воспользовались и тем, что уже было сделано другими учеными до них, пытавшимися еще со времени Иоханана бен Заккая и академии в Явне привести в порядок необъятный материал Устной традиции. При обсуждении вопросов, касающихся Закона, в эпоху таннаев было принято ссылаться на "решения Хиллела" и "решения Шаммая", а также на других ученых. Однако рабби Акиве и рабби Меиру было недостаточно такой классификации постановлений, они разбивали их также на группы в соответствии с родом законов, к которым относились эти постановления.

РАЗДЕЛЫ МИШНЫ

Иехуда ха-Наси кодифицировал все относящиеся к Закону толкования и решения Устной традиции по тематическому принципу, разбив их на следующие шесть основных разделов:

1. Зраим ("Семена", "Посевы") - законы, касающиеся земледелия.

2. Моэд ("Срок") - законы о соблюдении субботы, праздников и постов.

3. Нашим ("Женщины") - законы относительно брака и развода.

4. Незикин ("Вред", "Убытки") гражданские и уголовные законы.

5. Кодашим ("Святыни") — законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя.

6. Тохорот ("Чистота") - законы ритуальной чистоты.

Каждый из этих разделов (сдарим), в свою очередь, подразделяется на трактаты (массех-тот), главы (приким) и параграфы (мишнайот).

Огромное количество решений по вопросам Закона и множество толкований, обсуждений, притч и рассказов дошло до поколения Иехуды ха-Наси, но не все могло быть включено в составляемый труд. Дни и ночи проводили его коллеги и ученики, решая, что включить и что отбросить.

ГАЛАХА И АГГАДА

Мишна написана на прекрасном чистом иврите, на котором говорил так любивший его Иехуда ха-Наси. Она состоит в основном из Галахи*, но включает также Аггаду. Галаха - это часть, посвященная исключительно Закону. Ее составляют споры и дискуссии между отдельными мудрецами и решения, принятые ими по конкретным случаям. Эти решения всегда основываются на Торе и ее законах. Аггада, что значит "предание", "рассказ", состоит из проповедей таннаев, рассказов и притч, иллюстрирующих и поясняющих отрывки из Библии или отдельные пункты Закона.

Многие люди, считавшие Галаху законоведческую часть Мишны — слишком трудной и сухой, любили Аггаду. В те нелегкие дни народ говорил: "Аггада освежает сердце, как вино".

* Слово "галаха" читай через украинское "г" (Прим. пер.)

Продолжение следует...

 

В избранное