Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 15 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 15. НОВОЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ РИМА (#02)

АНТИЕВРЕЙСКИЕ ЗАКОНЫ АДРИАНА

После поражения восстания Бар-Кохбы наступили тяжелые времена. Адриан был полон решимости навсегда истребить мятежный дух Иудеи. Он понял, что сила евреев заключается в их религии, в их школах и синагогах, в их раввинах и учителях. Поэтому он запретил изучение Торы и велел закрыть синагоги и академии-иешивы.

Теперь еврейская религия была под более строгим запретом, чем когда-либо раньше, римские власти вообще объявили ее вне закона. Лишь втайне, подвергаясь большой опасности, евреи могли соблюдать заповеди и обряды иудаизма. Раввины и ученые встречались в потаенных местах, чтобы продолжать изучать и толковать законы Торы. Они стремились быть с народом и в это трудное время.

Иудея вновь была опустошена. Были разрушены пятьдесят городов и крепостей и около тысячи сел и деревень. Иерусалим был стерт с лица земли, согласно своему обычаю, римляне расчистили и распахали развалины так, чтобы на этом месте можно было возвести новый город по римскому образцу, запланированный Адрианом. Над уничтоженными руинами Иерусалима поднялся языческий город с храмами, предназначенными для поклонения римским богам. Он был назван Элия Капитолина в честь императора Публия Элия Адриана.

Новый римский город был закрыт для евреев. Ни одному еврею не разрешалось отныне ни жить в нем, ни даже вступать в его пределы. Чтобы сделать эту римскую провинцию безопасной, римляне привезли в Палестину поселенцев из разных других частей империи. Новое население состояло из послушных Риму подданных и безропотно исполняло римские законы и предписания.

ЗАКРЫТИЕ ЕВРЕЙСКИХ УЧРЕЖДЕНИИ В ЯВНЕ

Законы против иудаизма проводились со всей безжалостностью Иешива и Синедрион в Явне были официально распущены. Были закрыты все синагоги, школы и суды Раввинов и учителей бросали в тюрьмы и подвергали пыткам. Многих предавали мучительной казни. Но эти бесстрашные люди оставались верными Торе, нередко они шли на смерть, читая молитвы и распевая псалмы.

ВОПРОС О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ

В небольшом городке Лод существовала иешива, основанная таннаем Элиэзером бен Гирканом, бывшим некогда учеником Иоханана бен Заккая, а затем учителем Акивы. Сам Акива встречался теперь с некоторыми из своих учеников и коллег в потаенном месте - на чердаке одного дома в Лоде. Здесь ученые решали, как должен еврейский народ реагировать на печальную для него действительность. Раввины знали, что попытка следовать заповедям Торы во всем их объеме в такое время неминуемо приведет к истреблению всей еврейской общины. После серьезных обсуждений они постановили, что, вынужденные отказаться от многих законов и обычаев, евреи должны неукоснительно соблюдать три важнейших принципа: не поклоняться идолам, не проливать невинной крови, соблюдать чистоту и святость еврейской семьи. За соблюдение этих принципов евреи должны быть готовы в случае необходимости принять мученическую смерть.

БЕССТРАШНЫЕ МУЧЕНИКИ

Согласно преданию, десять великих ученых именно так и погибли, и в их числе любимый народом рабби Акива. Последним из бесстрашных мучеников был рабби Иехуда бен Бава. До тех пор, пока его не бросили в темницу, он продолжал нарушать закон Адриана, запрещавший рукоположение раввинов. Он втайне встречался с учениками рабби Акивы, уже находившегося в заключении, посвящал их в раввины и уговаривал скрываться или покинуть страну. Все это делал он для того, чтобы не дать заглохнуть еврейским традициям. Многие из этих молодых раввинов укрылись в пещерах и в горах. Некоторые другие ушли в Вавилонию, где ими была основана новая академия-иешива в городе Нехардеа.

ПРОВАЛ ПЛАНОВ АДРИАНА

Адриану не удалось прекратить изучение и исполнение традиций Торы порвать ту цепь, что связывала поколения на всем протяжении еврейской истории. Дело мучеников-учителей продолжили их ученики в горах Галилеи и в далекой Вавилонии. Собираясь на свои тайные встречи, учителя и их ученики нередко одевались как охотники, и брали с собой луки и стрелы. Они поступали так для того, чтобы обмануть бдительность римской стражи и передвигаться не вызывая подозрений. Лаг ба-Омер, или Праздник учеников увековечивает память этих смелых учеников Акивы, продолжавших изучение Торы под самым носом у солдат Адриана. Мы до сих пор ежегодно отмечаем этот день.

В дни Адриановых гонений многие евреи покидали Палестину. Некоторые отправлялись в Египет или Вавилонию и соединялись там с друзьями и родственниками. Немалое число евреев попали в плен, были угнаны в Рим и обращены в рабство.

КОНЕЦ ГОНЕНИЙ

Преемник Адриана император Антонин Пий положил конец гонениям на иудаизм и разрешил евреям следовать их законам и религии. Однако и он сохранил в силе два серьезных ограничения: евреи не имели права вступать в Иерусалим и им было запрещено обращать в иудаизм иноверцев.

Последней мерой император желал предотвратить дальнейшее распространение еврейского учения. До Адриановых гонений многие неевреи принимали иудаизм. Чем известнее становились переводы еврейского Священного писания на другие языки, тем сильнее становилось влечение к иудаизму. Новые еврейские общины возникали повсюду в пределах Римской империи. Указ Антонина Пия остановил эту волну обращений.

Продолжение следует...

 

В избранное