Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 14 (#02)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 14. БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ (#02)

ЯВНЕ СТАНОВИТСЯ ДУХОВНОЙ СТОЛИЦЕЙ ИУДЕИ

Взоры евреев всего мира были теперь обращены к небольшому городку Явне. Несмотря на войны и трудности, народ черпал бодрость и вдохновение в учении своих рабби. Многие рабби оставались в Явне и после рукоположения, пополняя состав учителей и ученых академии или становясь судьями при Синедрионе. Другие отправлялись в различные общины Иудеи, чтобы учить народ Торе и соблюдению религиозных обрядов. Хотя сотни тысяч иудеев погибли во время войны с Римом, в стране сохранялось еврейское население, и Иудея по-прежнему звалась Землей Израиля - Эрец-Исраэль. Не было больше Храма, в котором евреи прежде совершали богослужения и приносили жертвы. Рабби утешали народ и объясняли, как служить Богу в синагогах.

Постепенно жители Иудеи отстроили свои дома и вновь стали обрабатывать поля и виноградники. Но, в сущности, они уже не были хозяевами своей земли. Римляне были подлинными господами страны и собирали с народа высокие налоги. Раньше каждый еврей отдавал один шекель в год как добровольное пожертвование Храму. Теперь он должен был платить шекель как дополнительный налог, которым были обложены все евреи Римской империи. И все же, вопреки всем трудностям, жизнь продолжалась. Евреи служили Богу, учились, углубляли свои познания в Торе, по субботам и праздникам встречались в синагогах. Еврейские общины Египта, Вавилонии, Аравии и Рима, как и евреи Иудеи, искали совета и руководства в Явне. Никто не принуждал их исполнять принятые в Явненской академии законы и решения, однако евреи всего мира добровольно следовали им.

ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

После смерти Иисуса из Назарета секта его последователей обрела нового руководителя в лице Савла (Шаула) из Тарса. Савл был евреем и римским гражданином, который прибыл в Иерусалим учиться у членов Синедриона. Его привлекли верования назареян, и он стал ревностным приверженцем новой секты. Он ходил по синагогам Иудеи и проповедовал именем Иисуса, которого считал Мессией.

Евреи оставались равнодушны к проповедям Савла-Шаула, так как не находили ничего нового в этических высказываниях, приписываемых Иисусу: те же идеи, но гораздо раньше встречались в учении пророков Исаии и Амоса, а затем и у Хиллела. Они не могли признать Иисуса Мессией и богочеловеком, поскольку это совершенно противоречило основному принципу иудаизма монотеизму*. Но Савл был полон желания распространить как можно шире свои новые убеждения. Сменив имя Савл на Павел, он с необыкновенной энергией принялся обращать язычников. Он объехал многие страны, проповедовал лично и писал послания к обращенным, укрепляя их в новой вере. Позднее учение Иисуса и его последователей, в том числе послания Павла, были включены в особый сборник, названный Новым заветом. Вошедшие в сборник сочинения появились в большинстве своем вскоре после смерти Павла, но окончательную форму приобрели не ранее IV века. Христианская Библия включает в себя как Новый завет, так и еврейскую Библию, которую христиане называют Ветхим (то есть старым) заветом.

Павел был казнен в Риме за проповедь новой веры среди язычников - это было строго запрещено римскими властями. Но влияние его все возрастало среди последователей распространявшейся им веры в различных странах. Они основали богослужебные дома, впоследствии ставшие называться церквями. В скором времени одна из таких церквей появилась и в самом Риме. Члены общин всех этих небольших церквей чувствовали себя как бы принадлежащими к одной большой общине христианской церкви. Так назаряне полностью порвали с еврейством и иудаизмом и перестали соблюдать еврейские традиции, принятые среди верных иудаизму евреев.

НОВЫЙ НАСИ - ГАМЛИЭЛЬ

Когда Иоханан бен Заккай оставил должность председателя Синедриона наси, его место занял Гамлиэль 11, потомок Хиллела. Всю свою энергию Гамлиэль посвятил задаче сохранения иудаизма в тех условиях, в которые был теперь поставлен еврейский народ. При его участии оформился ряд новых ритуалов и молитв, в том числе молитва о восстановлении Храма.

В Явне было принято решение, что главы Торы и пророческих книг Библии должны читаться в синагогах каждую субботу и в праздники. Небольшие отрывки решили читать по вторым и пятым дням недели (понедельник и четверг), когда земледельцы приходили на городские рынки. До наших дней евреи повсюду следуют этому обычаю. Ученые Явне разработали порядок молитв для праздников Суккот (Кущи), Песах (Пасха) и Шавуот (Пятидесятница). Богослужения проводились в местных синагогах.

СТОЛКНОВЕНИЯ ГАМЛИЭЛЯ С ДРУГИМИ УЧЕНЫМИ

Гамлиэль был так озабочен сохранением единства среди еврейских ученых, что это порою делало его весьма нетерпимым. Его очень беспокоили разногласия, нередко имевшие место в Синедрионе. Он опасался, что они могут, в конце концов, подорвать авторитет этого учреждения. Поэтому ему хотелось, чтобы наси играл роль арбитра во всех спорах. Но многие из мудрецов, несогласные с его решениями, были недовольны таким положением вещей.

Один из явненских ученых, рабби Иехошуа бен Ханания, особенно боялся, что Синедрион может потерять свой демократический характер. Однажды расчеты рабби Иехошуа и некоторых из его коллег разошлись с расчетами. Гамлиэля относительно календаря на очередной год Иехошуа утверждал, что наси ошибся на один день, и это изменит дату, на которую падает Иом-Киппур. Но Гамлиэль оставался непреклонен. Чтобы укрепить свой авторитет, он велел рабби Иехошуа явиться к нему в повседневной одежде в тот самый день, на который, по мнению последнего, приходился этот праздник Иехошуа покорился Гамлиэль был глубоко тронут смирением Иехошуа "Счастливо поколение, сказал Гамлиэль, в котором великие слушают малых".

Но примирение длилось недолго. Оппозиция решила сместить Гамлиэля. В течение нескольких лет должность наси занимал молодой ученый, потомок Эзры. Однако Гамлиэль не оставил Синедрион и продолжал участвовать в его заседаниях, несмотря на то, что его мнение никогда не принималось большинством. Кроме того, он по-прежнему занимался преподаванием. Он искал встреч со своими оппонентами и смиренно извинялся перед ними за свою былую суровость. Посетил он и Иехошуа бен Хананию и был поражен узнав, что этот ученый зарабатывает на жизнь изготовлением швейных иголок.

В пору, когда Гамлиэль был поглощен исполнением обязанностей наси он не имел представления о бедности многих ученых Явне. Немало таннаев были вынуждены зарабатывать на жизнь различными ремеслами. Впоследствии Гамлиэль вернул себе уважение коллег и снова стал председателем явненского Синедриона. Никогда впредь ни он, ни кто-либо другой из занимавших эту должность не пытался помешать демократической процедуре принятия решении Синедрионом.

* Монотеизм - единобожие (Прим. пер.)

Продолжение следует...

 

В избранное