Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 14 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 14. БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ (#01)

ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ

В дни, предшествовавшие осаде Иерусалима, многие опасались, что евреи несмогут сохраниться как народ, если их страна будет уничтожена римлянами. Без своей страны евреи уже не будут нацией, управляемой независимым Синедрионом. И как сумеют евреи сохранить свой особый характер без Храма - центра духовной еврейской жизни для всего мира.

Другие, однако, полагали, что евреям не обязательны страна или Храм для того, чтобы сохранить себя как народ. Они чувствовали, что Тора является главной опорой еврейства и залогом сохранения его жизни. Среди тех, кто придерживался таких взглядов, был рабби Иоханан бен Заккай, ученый, член Синедриона, ставший великим вождем еврейского народа.

ПЛАНЫ ВЫЖИВАНИЯ

Иоханан бен Заккай верил, что существование иудаизма зависит от сохранения заповедей Торы в сердцах евреев. Иоханан в ранней молодости был учеником Хиллела, посвятил всю свою жизнь изучению Закона. Теперь он состарился. Как и большинство фарисеев, он был против войны с Римом. Ненавидя кровопролитие, он верил в пассивное сопротивление и учил, что подлинное достоинство состоит не в вооруженной борьбе, а только в неукоснительном соблюдении предписаний Торы.

Когда римляне осадили Иерусалим, Иоханан бен Заккай разработал план сохранения традиции жизни по Торе. Вдали от Иерусалима он решил основать школу своего рода академию иудаизма, где будет изучаться Писание и обсуждаться вопросы еврейского Закона. При этой школе он собирался создать еврейский суд - бет-дин, с тем, чтобы ученые Великою Синедриона были IBM и учителями, и судьями. Всеми силами души Иоханан бен Заккай жаждал скорее осуществить свои проект, опасаясь, что потом будет уже поздно.

Оставить Иерусалим в месяцы осады было невозможно. В период, когда город ждал вторжения войск Веспасиана, зелоты следили за каждым евреем, которого можно было заподозрить в измене. Опасаясь, что предатель выдаст римлянам секреты обороны города, они не разрешали никому выходить за его пределы. И все же Иоханан был полон решимости уйти из города, чтобы иметь возможность основать задуманную школу.

Согласно преданию Иоханан велел ученикам распространить слух о собственной смерти. Ученики положили его в гроб и вынесли из города под бдительным оком зелотов якобы для погребения. Оказавшись за городом, Иоханан бен Заккай живой и здоровый поднялся из гроба. Когда его и его учеников остановил римский патруль, Иоханан попросил солдат отвести его к их начальнику Веспасиану.

ДАР ВЕСПАСИАНА, ПОКАЗАВШИЙСЯ ЕМУ «МЕЛОЧЬЮ»

Веспасиан принял ученого, так как знал, что Иоханан был противником войны с римлянами. Иоханан, как и Иосиф, предсказал Веспасиану, что тот станет вскоре императором Рима. Он остался весьма доволен таким предсказанием и обещал исполнить любую просьбу ученого. Именно это и нужно было Иоханану. Он сразу же попросил разрешения основать школу в Явне (Ямния), небольшом приморском городке.

Веспасиан видимо, ожидал, что Иоханан попросит убежища денег или особых привилегий. Но право на основание школы казалось римскому полководцу сущей мелочью. Разрешение было дано. Веспасиан не понимал, что школа, задуманная Иохананом, представляла собой нечто гораздо большее, чем просто учебное заведение — ведь в ней будет зреть и совершенствоваться духовная мощь евреев, вещь куда более сильная, чем вся военная мощь завоевателей.

ШКОЛА В ЯВНЕ

Иоханан бен Заккай без промедления взялся за дело и создал в Явне школу, куда тут же пригласил учителей и учеников. Как только прибыли его коллеги он основал и суд бет-дин. В Явне ученые продолжали свои прежние занятия, а также руководили службой в синагоге, где собиралась община этого городка. Каждое утро рабби Иоханан самолично открывал перед учениками двери школы, и он же был последним кто, покидал ее вечером. Вскоре городок Явне превратился в центр притяжения для ученых и учащихся, а также в место, где вершилось правосудие. Через некоторое время Иоханан бен Заккай основал здесь Синедрион по образцу Иерусалимского, состоявший из семидесяти одного ученого, и решавший все вопросы, касавшиеся Закона, изучения и верного толкования Торы.

Маленькая община Явне с тревогой и болью следила за судьбой Иерусалима. Когда пришло известие, что столица пала и Храм разрушен, Иоханан горько заплакал и разорвал свои одежды в знак траура. Но он не давал отчаиваться своим ученикам. Тех, кто скорбел и печалился, рабби Иоханан утешал словами пророка Хошеа, говорившего, что справедливость и милосердие людское угоднее Богу, чем жертвоприношения. Он напоминал, что еще многое предстоит сделать. Ученые Явне должны трудиться без устали. Духовная жизнь евреев и изучение Торы не должны оборваться.

ВЕЛИЧИЕ ИОХАНАНА БЕН ЗАККАЯ

Иоханан бен Заккай, заслуживший почетный титул "раббан" (наш "господин", "учитель"), был также первым наси председателем Синедриона в Явне Наставник целого поколения ученых, он был глубоко почитаем за свои познания, предприимчивость и умение блестяще решать спорные вопросы. Его любили и за скромность, доброту и уважение к каждому человеку.

Рабби Иоханан бен Заккай вел простой образ жизни, всецело посвящая себя ученикам, еврейской общине и изучению Торы. Никогда он не ставил себя выше окружающих, несмотря на свою славу великого мудреца. Он считал, что лишь занятия Торой делают его жизнь полезной. От окружающих он не требовал ни лести, ни повиновения. Проходя по улицам Явне, Иоханан без Заккай всегда старался первым приветствовать каждого встречного старого или молодого, еврея или язычника.

ИОХАНАН РУКОПОЛАГАЕТ РАВВИНОВ

Иоханан бен Заккай понимал, что новые судьи, учителя и ученые должны проходить особую подготовку и рукоположение (утверждение), как это было в дни Великого Синедриона. Эти мудрецы назывались рабби (откуда произошло слово раввин), то есть "мой господин" или "мой учитель" Иоханан и сам в свое время был рукоположен в звание рабби и стал учителем после завершения необходимой подготовки.

Длинная череда таких специально подготовленных и рукоположенных учителей восходила, согласно традиции, к Моисею, назначившему первых жрецов и судей Израиля, а после него - к его преемнику Иехошуа. Со времен Моисея обряд возложения рук на голову учеников стал символом посвящения Рабби, рукоположенные Иохананом бен Заккаем, должны были передать следующим поколениям Устную традицию. Будучи рукоположен, ученик становился учителем других. Эти новые рабби были звеньями великой неразрывной цепи учителей Закона. Иоханан и ряд последующих поколений ученых получили название таннаи, то есть "повторяющие учение". Потому и период, в течение которого они руководили народом, известен как эпоха таннаев.

Продолжение следует...

 

В избранное