Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 11 (#02)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА11. ИУДЕЯ ВНОВЬ ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ (#02)

УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ

Фарисеи и саддукеи резко расходились в вопросе Устной традиции (называемой также Устной или Неписаной Торой). С незапамятных времен Устная традиция передавалась из рода в род вместе с Писаной Торой. Но со времени Эзры и так называемых "писцов" (софрим) Устная традиция развилась в отдельную область Закона и религиозного ритуала. Целые поколения писцов толковали отдельные законы Торы. По мере необходимости добавлялись все новые толкования, отвечающие меняющимся политическим, экономическим и социальным условиям.

Фарисеи верили в святость Устной традиции. Они рассматривали Тору как Закон, который должен быть понятен всему народу и приложим ко всем проявлениям повседневной жизни. Их ученые непрестанно трудились над расширением и развитием Устной традиции, подобно тому, как в наши дни, например юристы США, комментируют конституцию для Верховного суда своей страны так, чтобы эти законы могли быть приложимы к любой новой проблеме. Кроме того, фарисеев занимали такие вопросы, как смысл жизни или отношения между человеком и Богом Их глубоко заботила проблема образования и просвещения еврейского народа.

Саддукеи, наоборот, не признавали Устной традиции. Они считали Тору строгим и неизменным кодексом, который нельзя толковать в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. По мнению саддукеев, знание Закона являлось прерогативой жречества, и народу было достаточно исполнять и совсем не обязательно понимать законы Торы. Но большинство народа, веря, что Тора есть достояние всего Израиля, а не только избранных, поддерживало фарисеев.

ФАРИСЕИ СТАНОВЯТСЯ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИЕЙ

Когда Александр Яннай состарился и был близок к смерти, он начал понимать, что фарисеи представляют собой значительную силу в Иудее. Поэтому он посоветовал своей жене Саломее-Александре, которой предстояло царствовать после него, предоставить фарисеям более значительную роль в управлении страной. В соответствии с этим завещанием царица Саломея (Шломцион) назначила своего брата, фарисея Шимона бен Шетаха, председателем Синедриона. Выбор царицы оказался весьма разумным. Шимон бен Шетах был способным ученым и внес важный вклад в образование масс и в принятие многих полезных законов.

ПЕРИОД МИРА И ПОКОЯ

Царствование Саломеи было мирным. Она привлекла к управлению многих честных и дельных людей и установила более равномерное соотношение сил между обеими партиями в Синедрионе. Фарисеи всегда считали, что должность первосвященника не должна принадлежать царю, с чем Александр Яннай в свое время упорно не хотел соглашаться. Теперь, в царствование Саломеи, это разделение осуществилось. Царица оставалась главой государства, а функции первосвященника исполнял ее сын Гиркан. Другой ее сын, Аристобул II, помогал ей в делах правления.

Удовлетворенные этой победой, фарисеи были лояльны к царице и поддерживали ее. Теперь они стали партией большинства в Синедрионе и пользовались своей силой обществу на благо. Они стремились к тому, чтобы лишь порядочные, ответственные люди, знакомые с еврейскими законами, не исключая и Устной традиции, назначались судьями. Под руководством своего вождя Шимона бен Шетаха фарисеи улучшили систему школьного обучения. Большое количество учителей, прошедших соответствующую подготовку, было послано в различные общины Иудеи, чтобы обучать детей и молодежь чтению и письму, а также наставлять их в изучении Торы. В те древние времена, когда среди подавляющего числа народов мира царила неграмотность, множество людей в маленькой Иудее не только умело читать и писать, но и разбиралось в вопросах религии, было знакомо с законами, литературой и историей своей страны. Таким образом, семилетнее царствование Саломеи-Александры было временем покоя и процветания для Иудеи.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИУДЕЕ

Но после смерти Саломеи вспыхнула борьба за трон между двумя ее сыновьями, царевичами Аристобулом и Гирканом. Братоубийственная война свирепствовала в течение пяти лет. В конце концов, враждующие стороны обратились к римскому военачальнику Помпею с просьбой разрешить их спор Помпеи, ведший победоносную войну в Малой Азии, только что занял Дамаск. И вот к великому полководцу прибыли три разных делегации из Иудеи, прося помощи и защиты: одна представляла Гиркана, другая Аристобула, а третья, состоявшая из фарисеев, — народ Иудеи. Фарисеи просили не решения спора между двумя сыновьями Саломеи, а восстановления власти первосвященника Помпеи, заботясь, прежде всего о выгоде Рима, решил дело в пользу Гиркана, поскольку тот был слабейшим из претендентов. Вскоре после этого легионы Помпея вторглись в Иудею. Неподготовленные к обороне иудейские города стали легкой добычей для римлян. Иерусалим выдержал долгую осаду, но по истечении трех месяцев пал и он. Тысячи евреев погибли, многие попали в плен. Среди последних был и царь Аристобул II, которого Помпеи увел в Рим вместе с сотнями других пленных.

Так после почти восьмидесяти лет независимости Иудея вновь оказалась под властью чужеземцев. Ее портовые города на Средиземном море превратились в часть римской провинции Сирии. Гиркан был восстановлен в должности первосвященника, но его действия отныне контролировались Римом. Вскоре римляне еще более сократили сферу его полномочий. Тем временем сын Аристобула II, царевич Александр, по дороге в Рим бежавший из-под стражи римлян, собрал армию и попытался свергнуть своего дядю Гиркана. Но Александр был разбит римским проконсулом Сирии Габинием. Его неудачный мятеж повлек за собой дальнейшее ограничение свободы Иудеи. Была образована новая римская провинция Палестина, состоявшая из трех областей, и за Гирканом осталась лишь небольшая область с центром в Иерусалиме.

БЕСПОРЯДКИ В РИМЕ

В это время пришло к концу республиканское правление в Риме. Между Помпеем и Юлием Цезарем началась жестокая борьба за власть. Стремясь ослабить влияние Помпея в Иудее, Цезарь освободил Аристобула и дал ему армию в надежде, что тот восстанет против своего брата Гиркана. Но восстание не состоялось, так как Аристобул был отравлен в Риме, а вслед за этим его сына Александра Помпеи казнил в Антиохии.

Борьба между Помпеем и Цезарем разделила Рим надвое. Кончилось тем, что Цезарь собрал войска и разгромил Помпея. Тот бежал в Египет, но там был убит своими же людьми.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное