Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 10 (#03)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 18)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 10. ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕКОВ (#03)

АНТИОХ ЗАПРЕЩАЕТ ЕВРЕЙСКУЮ РЕЛИГИЮ

В довершение всего Антиох объявил вне закона саму еврейскую веру. Соблюдение законов иудаизма превратилось в серьезное преступление. Тора стала запретной книгой, суббота и праздники не могли более отмечаться публично. Нельзя было открыто соблюдать ритуальные законы о пище. Наконец, было запрещено и обрезание. Тору приходилось изучать тайком. Даже цитирование еврейских законов было связано с опасностью для жизни.

Антиох IV присвоил себе прозвище Эпифан - "богоявленный" по-гречески. Но многие иудеи именовали его Эпиманом - "безумным". Хотя Антиох провозгласил себя богом, а неповиновение ему каралось смертью, в Иудее немало смелых людей оказывались поклоняться его изображениям в капищах Греческим отрядам, вступавшим в еврейские села, чтобы навести там "порядок", нередко попадались люди, не склонявшиеся перед греческими божествами. Сотни этих смельчаков подвергались мучениям и пыткам, многих казнили.

Ханне, одной еврейской матери, пришлось присутствовать при казни семи ее сыновей, бесстрашно отказавшихся повиноваться угнетателям. Элазар, старый, уважаемый учитель, был замучен насмерть за отказ есть свинину, запрещенную к употреблению в пищу законами Библии. Множество благочестивых хасидеев скрывались в пещерах Иудейских гор, они практически были беженцами в своей собственной стране, но не теряли надежды и молились о приближении времени, когда можно будет поднять освободительное восстание.

НАЧАЛО ВОССТАНИЯ МАККАВЕЕВ

Искра восстания вспыхнула в небольшом селении Модиин недалеко от Иерусалима. Сирийские чиновники в сопровождении солдат явились в село, чтобы собрать налоги и заставить его жителей поклоняться греческим богам. Здесь жил старый жрец по имени Маттитьяху из рода Хасмонеев. В сопровождении пяти своих сыновей он подошел к языческому алтарю, у которого евреи, покорившиеся сирийцам, поклонялись идолам. Маттитьяху занес меч и, громко провозгласив: "Кто с Богом - за мной!" - сразил отступников-идолопоклонников

Поступок старого жреца воодушевил его сыновей и еще некоторых жителей села. Они напали на греческих солдат и чиновников и перебили их. Лишь немногие спаслись бегством.

Так началось долгожданное восстание. Весть о происшедшем в Модиине распространилась как лесной пожар, воспламенив всю Иудею Маттитьяху, его сыновья и последователи бежали в горы и присоединились к скрывавшимся там хасидеям. В горах они разбили лагерь, и ряды повстанцев стали быстро пополняться новыми бойцами. Царские гонцы и караваны уже не могли спокойно передвигаться по дорогам, а сирийские солдаты, осмеливавшиеся входить в селения, чтобы собирать подати и принуждать жителей к идолопоклонству, встречали сопротивление и подвергались нападениям.

Старый Маттитьяху умер вскоре после начала восстания, и руководство перешло к его пяти энергичным сыновьям. Вождем стал средний из них, Иехуда по прозвищу Маккавей (Маккаби - видимо, от слова маккевет - "молот"). Некоторые утверждали, что это прозвище было составлено из начальных букв (М-К-В-И) боевого клича повстанцев: "Ми камоха ба-элим, Йа!" ("Кто подобен Тебе среди богов, Господи!") Иудеи начали собираться под знамя пяти сынов Маттитьяху — Иехуды, Иоханана, Шимона, Элиэзера и Ионатана, которые также стали называться Маккавеями.

УСПЕХ ВОССТАНИЯ

Положение в Иудее тем временем все ухудшалось. Первосвященник Менелай выстроил новый стадион, поощряя еврейскую молодежь к участию в греческих празднествах и ритуалах. Он помогал сирийцам возводить языческие алтари по всей стране и вводил в Иудее все новые налоги. Он издавал указы, согласно которым каждый, соблюдающий еврейские законы и религию, подлежал мучительной казни.

Жрецов и левитов охватило отчаяние. Они покинули оскверненный Храм, и многие из них присоединились к повстанцам в горах. Даже часть евреев-эллинистов, стремившихся лишь к либерализации некоторых еврейских законов, с ужасом смотрела на то, что греческое влияние сделало с их народом. Ведь они мечтали только о слиянии двух культур, которое сочетало бы положительные особенности той и другой. Вместо этого они оказались вынужденными поклоняться греческим идолам и Антиоху Эпифану. Устраивались многочисленные празднества в честь этого обожествленного царя, и евреям-эллинистам приходилось ежемесячно принимать участие в подобных религиозных церемониях.

Хотя повстанческое движение в Иудее ширилось с каждым днем, Антиох не принимал его всерьез. Под защитой прекрасно обученной и вооруженной армии он чувствовал себя в безопасности. Он послал в Иудею два вооруженных отряда - один из Самарии, а другой из Сирии - в полной уверенности, что они быстро ликвидируют мятежные силы иудеев.

Иехуда Маккавей, прекрасный полководец и стратег, избегал прямых атак на сирийские войска. Улучив момент, он разбил сначала отряд, посланный из Самарии, а потом второй отряд, пришедший из Сирии, увлек в засаду в узком проходе возле Бет-Хорона. Застигнутые врасплох сирийцы потерпели сокрушительное поражение. Они бежали в беспорядке, побросав оружие и снаряжение к великой радости повстанцев, нуждавшихся в том и другом.

Антиох послал новую армию с приказом подавить восстание, даже ценой уничтожения Иудеи. Его войско было вооружено до зубов и насчитывало сорок тысяч пеших воинов и семь тысяч всадников.

Армия Иехуды Маккавея, необученная и насчитывавшая всего шесть тысяч воинов, была вооружена лишь трофейным оружием да тем, что наскоро и неумело выковали кузнецы Иудеи. Но повстанцы обладали двумя преимуществами. Во-первых, они знали родную землю. Во-вторых, они сражались за бесценное сокровище - свободу. Они были полны отчаянной решимости выстоять, чего бы это ни стоило.

И снова Иехуда избегал открытого сражения. Вместо этого он с тремя тысячами воинов атаковал сирийский лагерь под Эммаусом. И вновь сирийцы, не имея времени собраться с силами, обратились в бегство. Их потери были велики, а лагерь сожжен. Евреи снова одержали великую победу над превосходящими силами противника.

Еще одна сирийская армия была вызвана из Эдома, но и она, попав в засаду у Бет-Цура, была разгромлена войском Иехуды Маккавея.

Теперь дороги Иудеи были свободны, и евреи двинулись по ним в Иерусалим. Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и мусора и осквернено языческими изображениями. Одержавшие победу евреи общими силами очистили Дом Божий. Иехуде Маккавею и его воинам помогали жрецы и население Иерусалима. Они работали радостно, наводя чистоту и порядок, а когда закончили, воздвигли новый алтарь Единому Богу, чтобы утвердить свою верность Ему.

25 числа месяца кислев 165 года до н.э., после того как Храм осквернялся в течение трех лет, он был освящен заново. Снова был зажжен огонь никогда не погашаемого золотого семиствольного светильника — Меноры. Его изображение сохранилось до наших дней в виде рельефа на арке Тита в Риме.

Согласно преданию, победители нашли в Храме освященное масло, достаточное для поддержания огня в течение всего лишь одного дня. Но чудесным образом огонь в золотой Меноре горел целых восемь дней. Нынешняя, восьмисвечная менора (хануккия) и восьмидневное празднование, называемое Ханукка ("Освящение" или "Праздник света"), напоминает нам о победе Иехуды Маккавея и его бесстрашных соратников

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное