Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 10 (#02)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 18)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 10. ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕКОВ (#02)

ИУДЕЯ ПРИ ПТОЛЕМЕЯХ

В самой Иудее народ по-прежнему пребывал в мире, следуя законам Торы в толковании первосвященника и Великого собрания так называемых писцов. Тора не была тайной книгой, доступной лишь ученым. Это был Закон, определивший образ жизни всего еврейского народа. Со времен Эзры и писцов Тору изучало множество евреев - земледельцы и пастухи, торговцы и ремесленники. В отличие от других народов Древнего мира, грамотность у евреев была общим достоянием. Писцы, учителя и ученые, входившие в Великое собрание, представляли различные классы и группы населения.

Великий собор (его называют также Великим собранием или Великой синагогой) толковал законы Торы. С течением времени прибавлялось немало новых толкований в соответствии с непрерывно меняющимися условиями жизни. Кроме того, Великое собрание готовило наставников, которые затем отправлялись в синагоги различных еврейских общин, чтобы учить народ.

Самым выдающимся и любимым первосвященником периода власти Птолемеев был Шимон Праведный. Шимон ревностно служил в Храме, а, кроме того, был членом Великого собора.

Вскоре, однако, возобновившаяся борьба за первенство между властителями бывшей империи Александра положила конец миру и свободе, которыми наслаждалась Иудея в дни Шимона Праведного.

ИГО СЕЛЕВКИДОВ

Потомки царя Селевка начали войну, стремясь отнять Палестину у египетских Птолемеев. После многих сражении царь Антиох III, центр державы которого находился в Сирии, победил Птолемея V. Эта победа отдала Иудею во власть гораздо менее терпимых, чем Птолемей, царей Селевкидов (198 год до н.э.)

Греко-сирийские цари назначили своих сторонников на все главные должности в управлении Иудеей. Селевкиды были греками по происхождению и, как и Птолемеи в Египте, стремились распространять греческую культуру. Мировоззрение и образ жизни греков уже укоренились среди значительной части богатой знати Иудеи. Евреи, одобрявшие и принимавшие греческую (эллинистическую) цивилизацию, стали называться "эллинистами".

ЭЛЛИНИЗМ И ИУДАИЗМ

Постепенно народ Иудеи разделился на две части: эллинистов, перенявших греческий образ жизни и даже усвоивших элементы греческой религии, и хасидеев (благочестивых), которые были в большинстве и по-прежнему держались законов Торы.

Греческая идеология сильно отличалась от еврейской. Для евреев важнее всего были величие и совершенство человеческой души, столь высокие, что, по мнению праведных евреев, их невозможно выразить ни в статуях, ни в картинах. Еврейским идеалом была жизнь в служении незримому Единому Богу: поступать справедливо, проявлять милосердие и следовать заповедям Торы.

Греки же превыше всего ставили физическую красоту и гармонию. Статуи их богов были замечательными произведениями изобразительного искусства. Греки изображали своих богов и богинь в человеческом облике и верили, что им свойственны все людские слабости и пороки. Когда еврейские юноши шли в синагогу, чтобы учиться и постигать пути духовного усовершенствования, греческая молодежь отправлялась на стадионы, закаляя свои тела спортом, чтобы достичь физического совершенства. У греков тоже были школы, но и там упор делался больше на естественные науки, чем на духовные интересы. Многих евреев тянуло к греческой культуре. Она открывала двери новой жизни, в особенности для богатых и ищущих наслаждений евреев. Было немало евреев, готовых отбросить древние традиции и с головой окунуться в эту новую жизнь. На всем протяжении эпохи эллинизма в странах "Плодородного полумесяца" шла упорная борьба между эллинистами, следовавшими греческому образу жизни, и хасидеями, хранившими верность иудаизму. Вновь стояла на карте судьба еврейства с его отличным от других мировоззрением.

Опасности подстерегали иудаизм как извне, так и изнутри. Многие евреи оставляли родину и поселялись в других странах. Они образовали так называемую диаспору (рассеяние) и подвергались сильному влиянию эллинизма.

ЦАРСТВОВАНИЕ АНТИОХА IV

Это положение достигло кульминации при Антиохе IV, сыне Антиоха III Великого. Антиох надеялся сравниться величием со своим отцом, но ею мечтам стала угрожать новая сила, зародившаяся на Западе и готовая безжалостно обрушиться на Древний мир. Римляне - так назывались эти новые завоеватели - уже покорили Грецию и Македонию и надвигались на Малую Азию. Их военные корабли пересекли Эгейское море и высадили десанты в западных владениях селевкидской Сирии. Селевкиды не смогли задержать их продвижение, и римляне заняли земли к северо-западу от Гавра.

Антиох IV не жалел сил, чтобы защитить свою империю от растущей мощи Рима. Гордый достижениями греческой культуры и полный решимости объединить под своей властью все народы Древнего мира, он стремился заставить своих подданных следовать исключительно греческому образу жизни. Антиох нашел сторонников и среди эллинистов Иерусалима и с их помощью эксплуатировал Иудею. Он обложил иудеев тяжелыми налогами, стремясь покрыть расходы на наемников, на снаряжение огромной армии и содержание великолепного двора в столице Сирии Антиохии.

Антиоха чрезвычайно раздражал небольшой народ Иудеи, упорно державшийся своей собственной культуры и религии. Он пытался заставить евреев покориться, сместив первосвященников, и, наконец, продал эту должность некоему Ясону, который обещал добиться нового повышения налогов, выплачиваемых Иудеей. Он был по происхождению из жреческой семьи, но стал ярым эллинистом, жил в Антиохии и даже свое имя Иехошуа сменил на греческое Ясон. Ясон опозорил должность первосвященника, превратив Храм в капище, где стояли статуи греческих богов, и куда приходили греки, чтобы поклоняться им.

Эго унизительное для евреев положение стало для них невыносимым, когда Антиох поставил в Храме статую, изображавшую его самого. Он провозгласил самого себя богом, как нередко делали властители тех времен. Со временем Антиох перестал доверять даже Ясону и сместил и его. На его место он назначил Менелая, который еще более безропотно поддерживал политику Сирии. Народ Иудеи был потрясен и уязвлен тем, что в его среде нашлись столь бессовестные люди.

Чтобы удовлетворить все растущие требования тщеславного монарха, Менелай еще повысил взимаемые с Иудеи налоги. Он расхищал принадлежавшие Храму деньги и утварь и установил слежку за окружавшими его людьми.

 

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное