Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 7 (#2)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 15)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 7. НОВОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО (#2)

СОЮЗНИКИ АХАВА

Царь Ахав не сумел защитить Закон и религию Израиля, и ему не удалось завоевать народной любви и доверия. Но он был удачлив на войне и установил дружественные отношения с рядом соседей Израиля. Как и все правители Ближнего Востока, Ахав пристально следил за ростом Ассирийской державы; он хорошо понимал, что ее армии все более приближаются к границам его страны. Сознавая, что в борьбе с этим могущественным завоевателем ему понадобятся союзники, он выдал свою дочь Аталию (Гофолию) за наследника иудей— ского престола Иорама, укрепив таким образом связи между двумя царствами. Когда Ахйв начал войну с арамеями, иудейская армия помогла ему одержать победу. Ахав взял в плен Бен-Хадада, царя арамейского города-государства Дамаска, но рассчетливо отпустил его на волю в обмен на выгодное торговое соглашение и военный союз.

Ахав вовремя заключил союз с Иудеей, Дамаском, Финикией и Моавом, так как ассирийская армия во главе с царем Салманаса-ром III уже подходила к реке Иордан. Ахав с союзниками вышел ей навстречу. В битве под Каркаром коалиция оказала стойкое сопротивление врагу, и ассирийские полчища были вынуждены повернуть обратно. Теперь союзники могли передохнуть, но их торжество было недолговременным. Ахав при поддержке своего друга и союзника Иошафата Иудейского осадил Рамот-Гилад, принадлежавший тогда арамеям. Здесь Ахав был ранен и умер во время сражения.

Ахаву наследовал его сын Ахазья, но вскоре он заболел и умер. После него воцарился его брат Иорам, последний царь династии Омри.

ПЕРЕВОРОТ ИЕХУ — КОНЕЦ ДИНАСТИИ ОМРИ

Иеху, один из начальников царской армии, возглавил мятеж против Иорама. Мятежника поддержал пророк Элиша (Елисей), ученик Илии, продолжавший его дело. Элиша был уверен, что Иеху, став царем, уничтожит идолопоклонство и выступит в поддержку законов страны. Кровавый переворот Иеху завершился успехом. В результате его погибла царица Изевел и все члены династии Омри. Иеху взошел на израильский трон.

АТАЛИЯ УЗУРПИРУЕТ ПРЕСТОЛ ИУДЕИ

Этот направленный против династии Омри переворот имел тяжелые последствия для Иудеи. Царь Ахазья Иудейский был убит по дороге домой из Самарии, где он гостил у своих двоюродных братьев из рода Омри. Мать Ахазьи, тщеславная и не брезгующая никакими средствами Аталия, оказалась достойной дочерью Изевел и Ахава. Узнав о смерти сына, она не упустила случай стать единоличной царицей Иудеи. Приказав убить всех царевичей из династии Давида, она воцарилась в стране и стала управлять ею как безжалостный тиран.

Лишь один царевич спасся от рук жестокой царицы: это был ее малолетний внук Иоаш. Его спасла тетка Иехошева со своим мужем, первосвященником Иоядой. Семь лет они прятали Иоаша в своем доме. Затем, решив, что пришло время действовать, Иояда представил Иоаша старейшинам Иудеи и провозгласил его помазанным на царство государем. Так пришел конец тиранической власти Аталии, и мир снова сошел на землю Иудеи.

ИЕХУ ПРАВИТ ИЗРАИЛЕМ

Иеху, новый царь Израиля, впервые запретил идолопоклонство в Северном царстве. Наконец народ мог открыто почитать своего Бога и следовать Его законам. Но во внешней политике Иеху был неудачлив. Стремясь предотвратить вторжение со стороны Дамаска, он послал дань ассирийскому царю Салманаса-ру, прося его покровительства. Несмотря на это, Дамаск начал войну, в которой Иеху потерпел поражение. Израилю пришлось признать себя вассалом Дамаска и платить ему дань.

НОВЫЕ ВОЙНЫ С ДАМАСКОМ

В дни сына Иеху, царя Иоахаза, Израильское царство изнывало под игом арамеев Дамаска и стремилось сбросить его. Сын Иоахаза Иоаш (Иехоаш) трижды воевал с арамеями и в конце концов победил их. Теперь уже Дамаску пришлось платить дань Израилю.

БОГАТСТВО ИЗРАИЛЯ

Наступил период расцвета Израильского царства. Расцвела и его столица — Самария. Во время правления сына Иоаша Израильского, Яровама II, рынки страны вновь увидели иноземных купцов. Новые торговые соглашения были заключены с финикийским Тиром, и богатства потекли в страну широким потоком.

К несчастью, все богатства в новом Израильском царстве доставались знати и купцам, забывшим, что и бедняки являются их братьями. Городские рабочие получали низкую плату, а работников в селах притесняли богатые землевладельцы и скотоводы. Руководители строительных работ эксплуатировали каменщиков. Пастухи, батраки и бедные крестьяне платили высокие налоги и ютились в жалких хижинах, а их богатые господа нежились в роскоши и праздности.

Царь Яровам II вернул Израилю богатство и силу, но, как и его предшественники, не понимал внутренних нужд своего народа. Он не соблюдал Моисеевых законов и поощрял тех, кто заимствовал образ жизни соседних Дамаска и Тира. Его судьи решали дела в пользу богатых, а жрецы благоволили к обильным приношениям власть имущих более, чем к скромным жертвам бедняков. Царство Яровама II казалось крепким и сильным, но таило в себе несправедливость, а потому и внутреннюю слабость.

АМОС ПРИЗЫВАЕТ К СПРАВЕДЛИВОСТИ

В стране зазвучал новый голос, обличающий власть имущих, разоривших и несправедливо угнетавших большую часть народа. Амос, пастух из местности Ткоа, смело и открыто говорил на улицах Самарии, что жертвоприношения богатых на алтаре в Бет-Эле не стоят ничего, если нажиты неправдой.

Хотя Амос был простым человеком, он хорошо понимал политические проблемы своего времени. Он предупреждал, что богатство Самарии ей не поможет пред лицом ассирийской угрозы, если царство Израильское не будет сплоченным и сильным, а достичь этого можно только соблюдая законы Моисея.

Израильским богачам мешал этот пророк в грубой хламиде пастуха, предвещавший несчастья в час процветания. Они просили Амоса покинуть столицу, но было нелегко заставить его замолчать. Он продолжал свои бесстрашные речи, говоря богатым, что Богу угоднее справедливость, чем дорогие дары.

В дни Амоса в Израиле появился еще один пророк, младше его по возрасту. Это был Хо-шеа (Осия), которому предстояло увидеть не только процветание царства Яровама 11, но и перемену к худшему. После смерти этого правителя цари начали сменять друг друга, словно в калейдоскопе, наступили времена, когда в государстве царили жадность, убийства и разложение, и оно быстро приближалось к падению и гибели.

ХОШЕА ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ

Как и Амос, Хошеа обладал даром духовного и политического прозрения; он предвидел ассирийское нашествие и предупреждал народ о необходимости морально вооружиться, чтобы достойно встретить грядущую опасность.

Каждый год по субботам перед Судным днем (Иом-Киппур) в синагогах всего мира читают слова пророка Хошеа, вдохновляющие народ, призывающие его к покаянию и возвращению к Богу и Его законам: "Вернись, Израиль, к Господу, Богу твоему!" (Хошеа 14:2-10).

Продолжение следует...


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное