Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана - 47


Информационный Канал Subscribe.Ru

Социальный строй казахского общества



  Жузы. С начала XVII в. важнейшей характерной чертой казахского общества становится
его разделение на жузы.
  В Казахстане еще в раннем средневековье определились три основных хозяйственных
района, в значительной мере обособленных друг от друга: Жетысу, Северный, Восточный
и Центральный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них включал в себя определенные
кыстау и жайляу, обеспечивавшие при содержании скота на сезонных пастбищах кочевой
кругооборот в течение всего года.
  Жуз - это хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный
группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного
союза. Само слово "Жуз" означает "Часть", "Сторона". В основе образования жузов
лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.
  С древних времен Жетысу являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся
казахской народности. В XVI в. эта обособленность Жетысу сохранилась, как и многие
пережитки и традиции прошлого. Казахские роды, кочевавшие здесь, получили название
Улы жуза, то есть Старшего (или Большого) жуза. Старший жуз населяли усуни, канглы,
дулаты, албан, суан, жала-иры, сиргели, ошакты и др. объединения, большая часть
которых по своему происхождению была связана с древнейшими насельниками Жетысу.
В русских источниках Старший жуз назывался иногда Уйсуньской Ордой и Большой
Уйсуньской Ордой.
  Другой обособленный район кочевания находился к северу от Жетысу. Здесь основные
зимовки располагались в районах Сыр-дарьи, Каратау и Моюнкум, а летовки - по
притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, Сары-Су, в районах Центрального Казахстана.
  На этих обширных землях обитали основные объединения Среднего жуза: кыпчаки,
аргыны, найманы, кереиты, конраты, уаки. В образовании казахского народа наиболее
важна роль кыпчаков, имя которых носили многие века племена, кочевавшие на территории
от Ертисадо Тена (Дешт-и-Кыпчак). Однако синонимом Среднего жуза стало наименование
союза Аргын. Уже в XVII в., как и сей-< час, аргыны составляли значительное число
жителей Среднего жуза. В начале XIX в. объединение конрат отделилось от Среднего
жуза и попало под влияние Бухары и Коканда. В Западном Казахстане также был свой,
относительно замкнутый район зимовок и летовок.
  Зимние пастбища находились в низовьях Сырдарьи, Жаика, в районе слияния Ыргыза
и Торгая, и в других местах, а летние - по притокам Жаика, в верховьях Тобола,
по Ыргызу, в Мугоджарских горах.
  Здесь сложился Киши Жуз, т.е. Младший жуз. Кочевое население Младшего жуза
было связано с оседлыми районами Едиля и Жаика.
  Большинство населения Младшего жуза составляли общины, входившие ранее в состав
Ногайского государства, как, например, алшин. Не случайно поэтому Младший жуз
сначала назывался Алшын.
  Младший жуз сложился из различных общин и отделений. В него входили три основных
объединения: жет1 ру (семь родов) -табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит,
телеу, рамадан, алимулы-каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти,
байулы-адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык,
кызылкурт, шеркеш.
  Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия
в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре.
  Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в
образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических
условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов
Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь,
приводило к объединению кочевавших общин.
  Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения
(ру), ассоциации (ата) и общины (аул), которые составляли часть жузов и возглавлялись,
как правило, собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих
групп). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической
общности ее членов. "Родовые" кличи (ураны) и знаки (тамги), а также традиции,
сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности,
относительной автономности объединений. Во главе жузов стояли бии.
  Социальные отношения. Сам по себе процесс скотоводческого производства - это
одомашнивание скота и выпас его на пастбищах, а также последующая обработка получаемых
продуктов хозяйства. Скот и земля в равной мере участвуют в производстве как
основные средства. Кочевник одинаково проявляет заботу о животных и о земле,
поскольку только земля в конечном счете гарантирует благосостояние скотовода.
  Одной из самых ранних форм собственности являлась собственность на скот, это
явление способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации.
  В то же время само многообразие фактов не дает никакого намека на существование
у казахов частной собственности на землю. Тем более маловероятно фактическое
утверждение о существовании у казахов феодальной собственности на землю. В среде
кочевников ни в древние времена, ни в новое время не было такого явления, как
монопольная собственность одной какой-то социальной группы на землю и даже на
скот. Вплоть до эпохи разложения кочевничества отсутствие частной собственности
на пастбища определялось спецификой производственных отношений и характером производства.
  Кочевничество могло существовать лишь до тех пор пока большая часть народа
имела возможность беспрепятственно вести экстенсивное кочевое хозяйство, было
способно кочевать.
  В основе своеобразных социальных отношений кочевников лежит противоречие между
такими явлениями, как частная собственность на скот, и коллективная, т.е. общинная
собственность на землю.
  Социальная организация казахского общества покоилась на самых разнообразных
явлениях и связях. Многочисленные генеалогические, общинные, военные, потестарные,
культурные и другие связи общественной организации лежали в основе единства и
целостности данного социума. Традиционная общественная организация казахов представляется
в первую очередь как сочетание общинных групп.
  Основной интегрирующей линией является традиция генеалогического родства, она
же обычно служит идеологическим основанием существующих социальных отношений.
  Вместе с тем, генеалогические связи не всегда отражают степень действительного
родства, зачастую исходя из фиктивного родства, выработанного в процессе слияния
чужеродных групп в племенную структуру.
  Крупные группы, даже этнос, в представлениях самих казахов являлись результатом
сегментации одной первоночальной семьи. В низших ячейках социальной организации
действительно незыблемо соблюдались кровно-родственные принципы. Такие семейно-родственные
группы обыкновено называют в литературе патрони-миями. Патронимии представляют
коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов.
Именно в патронимиях кочевник находит защиту, помощь, она играет важную роль
в социализации личности.
  Объединение разнородных групп приводило к составлению искусственной генеалогии,
поэтому в действительности большинство объединений были сложносоставными образованиями,
формировавшимися исторически. Можно предположить, что основной причиной возникновения
союзов различных уровней все же являются хозяйственные интересы, что дает основание
отождествлять "генеалогические связи" с соседско-общинными.
  Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были
весьма своеобразными. Их нельзя сравнивать с первобытным эгалитаризмом, в то
же время ряд причин очень тормозил формирование классов. Так, например, в традиционном
казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим
фактором служило не имущественное положение, асоциальный статус. Высшим сословием
в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которые входили
торе и кожа, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингис хана, по праву
рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны
были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог
только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников
ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были
так широки, как у торе.
  Среднее сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное -
это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединения,
отстаивали его независимость и свободу. Потребность сохранения военно-политической
организации, основанной на общинной структуре, вела к регулированию ограничения
эксплутации основной массы элитой.
  В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный
характер. Это-бии и батыры. Бии - наиболее авторитетные люди в степи, исполнявшие
административные и судебные функции в своей общине. Бием могли стать только люди,
хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народов, поэтому
должность бия не была наследственной. Батыры-военачальники выдвигались обычно
во время военных столкновений и возглавляли ополчения объединений.
  Самую низшую сословную группу составляли кулы - рабы. В рабство попадали в
основном военнопленные из других народов -туркмены, русские, кыргызы, ойраты
и др. Казахов нельзя было обращать в рабство. Кулы входили в состав общины, занимались
самой тяжелой и грязной работой.Права рядового общинника на них не распространялись.
В целом институт рабства не был сильно развит.
  Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что казахское общество в большинстве
своем было социально однородно (аксуйек и кулы составляли незначительный процент
населения). Классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба,
что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества.
Эта стабильность стала нарушаться только в конце XVIII-начале XIX в. в связи
с колониальной политикой России.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное