Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана - 46


Информационный Канал Subscribe.Ru

Политико-правовое устройство Казахского ханства в XVII в.



  Политическая система казахского общества. Политическая система казахов состояла
из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась
только на авторитете правителя общины.
  Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное
население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического
родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта
структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных
связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного
этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования
и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой
собственно государство.
  Термином "государство" обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся
следущими основными чертами: 1) отношением власти и подчинения; 2) наличием юридического
порядка; 3) использованием насилия политической элитой; 4) относительным постоянством;
5) наличием постоянных институтов власти. Составными элементами государства являются
территория, население и власть.
  Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины.
Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии
общин, основанной на вымьшленной генеалогии. Общины объединялись в такие же жестко
ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на
великий (Улы Жуз), средний (Орта Жуз) и младший (Киши Жуз). При этом самое "младшее"
объединение Великого Жуза считалось "старше" самого "старшего" в Среднем Жузе
и т.д. Положение общины в иерархии учитывалось в случаях:
1. Определение места в боевом порядке.
2. При разделе боевой добычи.
3. Вхождения в дом и размещения по местам.
4. При открытии торжества.
5. При предоставлении качества предлагаемого на празднестве кушанья.
  Традиционное казахское государство было основано на двойной труктуре власти.
В нем параллельно сосуществовали две власти - авторитетная и аристократическая.
Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого
типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку
основными критерями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером
этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая
власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых
членов. Это власть чингизидов - торе. Наибольшую степень консолидации кочевые
государства получали при успешной экспансии на соседние земли или при необходимости
обороны от внешней опасности. Поэтому правящее сословие сэои устремления направляло
в основном на внешнюю политику. Успешная экспансия в той или иной мере обеспечивала
не только благосостояние аристократии, но и стабильность власти. Она приводила
к смягчению или разрешению внутренних конфликтов в этом обществе.
  С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств
являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. Вхождение оседло-земледельческих
регионов в состав государства оказывало воздействие и на кочевников. В степи
возникали политические центры-города, появлялись ремесленные и торговые поселения.
Среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости.
  В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой
округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств. Только в политике
управления этим оазисом казахская государственность отлилась в сравнительно прочные
и устойчивые формы. Наличие оседлого городского компонента для казахских ханств
было прогрессивным явлением, способствовавшим его укреплению. Среди факторов,
обеспечивающих существование и развитие городов, особая роль принадлежит сильной
центральной власти. В свою очередь города не противодействовали общегосударственным
явлениям, а являлись проводниками их во всех частях страны.
  Жетi Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость
переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась
весь XVIIB. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы"
(Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в
начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах
и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения
брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование
подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений
кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права
вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников
умершего.
  Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс
Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями
к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сезi" - рассказы,
содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.
  Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве
- шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела
рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие
султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик,
ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения
его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).
  Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни
принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго
разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.
  Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа,
найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие
своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.
  Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой
брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение
также полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений
являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа.
Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый
сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста
сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после
смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi).
  В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским
правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка
(жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная
месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые
преступления налагались штрафы.
  Согласно "Жетi Жаргы", уголовная ответственность обычно распространялась лишь
на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип
коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или
не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком
случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению.
Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было
и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права.
Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось
изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения
приговора не было. Это право передавалось истцу.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное