Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана - 38


Информационный Канал Subscribe.Ru

Наука и религиозные представления



  Развитие науки. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV
вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают
языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый
Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях
Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском
и персидском.
  Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши "Мулхакат ас-Сурах".
Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и
Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах
Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных
ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат "Хулуса". Хотя автор и
неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском
языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков
Египта. Такого же содержания был и трактат "Мания ал Гузия".
  В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения
тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так
и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам
и их языку. Мы уже говорили о "Кодексе Куманикус", "Терджуман турки уа араб",
книгах Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.
  Религия. Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием.
Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская
религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают
новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось
в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг
Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие.
В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители
Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона
Сартак, был крещен.
  С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам.
Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана. Хотя кочевники
внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать
старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где
Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном
лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных
мест в мировоззрении кочевника.
  Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена -
яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные
богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд "Китаб Мукаддима",
поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы
поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге "Китаб ад-Дагва",
вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков
с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса.
Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные
представления.
  Таким образом, мы видим, что XIII-XIV вв. были временем наибольшего расцвета
как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное
государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы
и науки, продолжают развиваться традиционные жанры устного творчества. В целом
в этот период сложились основы материальной и духовной культуры казахов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное