Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Казахстана

  Все выпуски  

История Казахстана - 23


Информационный Канал Subscribe.Ru

Доисламская культура и устное творчество



  Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала
устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней
поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе.
  Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты
которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое
расселение. Широко известны опоэтизация легендарных мест, исторические предания
о священной земле "Отукен", неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и
трудах Аль-Бируни, Мар-вази, Махмуда Кашгари.
  Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг.
Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена
со всех сторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта
легенда отражала мечту народа о мирной жизни.
  На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество,
отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям.
  Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю
форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными
и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды,
сказки, пословицы, поговорки и загадки.
  Вместе с тем в устном народном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие
поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы
ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих
о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые
впоследствии стали традиционными, и переходили из поколения в поколение. С древней
поэтической традицией связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: "Ак-оксиз",
"Ак-адман", "Башгу-Боз", эпитеты "синий", "белый", "могучий" характерны для орхонских
текстов. Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы родовой обрядовой поэзии (оплакивание
умершего), перешедшие позже в эпос.
  Богатыри носят различные эпические имена: Мойыншор Контери (с панцирной кожей),
Арслан-юракли (с сердцем льва), Елтуган-тутык (защитник народа). Общие синонимы
богатырей - алып (огромный герой), ер (богатырь).
О развитии народного творчества того времени дают представление многочисленные
пословицы и поговорки, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный
опыт трудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваются
людские пороки.
Приведем примеры устного творчества. Пословицы о труде: "Труд не пропадет даром",
"Камень разбивает голову, труд дробит камень", "Союз, скрепленный у сохи, не
исчезает при жатве", "Наступление осени известно с весны". Бытовые поговорки:
"Мышь, рожденная на мельнице, грома не боится", "Человек с кошмой мокрым не станет",
"Не рой яму другому, сам попадешь", "Выпущенная стрела не вернется обратно",
"Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов" и другие.
  Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние
на развитие устной поэзии того времени. В их числе он упоминает имя древнего
сказителя Чоже.
  Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее
известные древнейшие эпосы на тюркских языках - "Коркыт Ата" и "Огыз-наме".
  Эпос "Коркыт Ата" возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X
вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического
произведения "Книга дедаКоркута" азербайджанскими и турецкими писателями. Именно
благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса.
  Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей
и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях
Сарыарки (в эпосе Сардала). В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится
о разделении огузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведется
повествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият.
Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического
жанра и искусства врачевания.
  Эпос "Огыз-нама" впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII
в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученые считают,
что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами карлыков. Основное
действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные
силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам, победе над одноглазым
великаном Киятом, его женитьбе и рождению сыновей, носящим имена Солнце, Луна,
Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народа уйгур, Огыз-каган ведет войны
с соседями, правителями Алтыном (Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается
о происхождении славян (Урусбек-оглы Саклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров
(Биллик Кангалук), кыпчаков (Улыг Орду-бек Кыпчак).


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное