Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дискуссии на сайте Gumilevica

  Все выпуски  

Дискуссии на сайте Gumilevica


Информационный Канал Subscribe.Ru


Доброе время суток!

Сегодня мы обратимся к теме использования этнической истории,
вернее ее мифов, в пропагандистских целях недобросовестными
политиками (домашнее задание - выяснить, а бывают ли они
вообще добросовестными?).

Оригинал этого материала находится по адресу
http://gumilevica.kulichki.net/discussions/disc0204.html

===============================================

Сергей Белозеров (12.04.2002 15:47:43):

Василию Терновому,

Раз Вы призвали нас читать книги, что давайте откроем их и на примере Вашего
вчерашнего сообщения разберем фразу «исчезли полностью убыхи». Со стороны она
кажется малозначащий, но фактически с ее помощью я попробую раскрыть Ваш подход
к проблемам этногенеза и саму этнологическую реальность.

Неискушенный читатель в перипетиях кавказских войн XIX в. может подумать, что
убыхи были тотально вырезаны бородатыми кубанскими казаками, когда в 1864 г.
ген. Гейман разгромил убыхов в Кбаада (пос. Красная Поляна, недалеко от Сочи),
либо умерли в страшных мучениях от подброшенных в горные селения одеял и бурок,
предварительно зараженных коварными русскими военными эпидемиологами тифом или
сибирской язвой (сам ген. Вас. Алек. Гейман погиб от тифа в русско-турецкую войну
в 1878 г. - http://kolibry.astroguru.com/01040962.htm). А может быть родичи Геймана
- трактирщики в ярмолках споили гордых горцев. Однако все было не так, хотя даже
мало кто на Кавказе знает, как было на самом деле. Между тем миф о «физическом
уничтожении» русскими войсками ряда адыгейских племен - шапсуги, натухайцев и
убыгов, до сей поры тиражируется в России и за ее пределами эмиссарами ваххабитской
пропаганды.

Убыхи (самоназвание - пёх), народ родственный по языку культуре и быту абхазам,
адыгам, древние насельники Кавказа - реликт некогда могучего иберийско-кавказского
суперэтноса, родившегося от пассионарного толчка XVIII в. до н.э. Убыхи до 60-х
гг. 19 в. жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Сочи (около
25 тыс. чел., по другим оценкам 50 тыс. чел.) - http://sitkin.narod.ru/ubych.htm.
Своим прародителем убыхи считали Ахына - могучего скотовода, умеющего прыгать
с горы на гору. Язык убыхов, непонятный даже для соседей, европейцы сравнивали
с птичьим щебетом, сами же убыхи - с грудой камней (в языке было 80 согласных).
Адыги, убыхи и садзы занимались отгонным животноводством, земледелием и садоводством.
Пёхи славились виноделием, а убыхи из Псезуапсе гнали водку из кукурузы и чумизы
(китайского проса).

А я не побоюсь заявить, что было время, когда они слыли православными, хотя до
известных событий оставались, по сути, язычниками, поклоняясь духам в священных
рощах, всячески препятствуя вырубки реликтовых лесов русскими военными. Официально
христианство стало государственной религией Абхазии, в которую ранее входила
и Убыхия, в 529 г. Однако уже задолго до этого византийский император Юстиниан
I присылал священников из Греции, поэтому священниками в подавляющем большинстве
были греки, которые и вели богослужение на греческом языке. Собственно абхазских
священников было очень мало, их обучение практически не велось, так сказать,
«за ненадобностью». С 7 по 10 века абхазская церковь обладала статусом самостоятельного
(автокефального) архиепископства под юрисдикцией Константинопольского патриаршего
престола с резиденцией в Севастополисе (Сухуме). В Абыхии до сих пор сохранились
развалины средневековых христианских храмов, по характеру архитектуре сходных
с церквями, расположенными в Абхазии.

Но время берет свое и развернувшийся во втором тысячелетии процесс дехристианизации
Причерноморья в полной мере затронул и убыхов. Вообще эта интересная тема пока
недостаточно раскрыта в этнологической литературе и ждет своего Шлимана. Однако
лишь в конце XVIII в., на излете фазы подъема оттоманского этногенеза турецкие
миссионеры смогли подвергнуть исламизации свободолюбивые народы Кавказа.

Теперь подробнее об «исчезновении» убыхов и их адыгских соплеменников. После
Крымской войны, в сентябре 1861 г. делегация меджлиса убыхов и дружественных
им племен была приглашена на встречу с русским императором Александром II на
Кубань. Знать пёхов вручил царю «Меморандум союза черкесских племен». Горцы соглашались
принять русское подданство, но при нескольких условиях. Они просили прекратить
насильственный захват их земель, не строить на побережье боевых крепостей, укреплений
и дорог.

Александр II, который очень хорошо помнил о позиции причерноморских горцев в
годы Крымской и Кавказской войны, когда они играли туже роль в Северо-западном
Кавказе, что и чеченцы на Северо-восточном, в ответ выдвинул ультиматум, предложенный
ему ген. Ник. Иван. Евдокимовым (1804-1870). Последний был сыном крепостного
крестьянина Уфимской губернии, забранного в солдаты и терской казачки, что также
немало важно для понимания в нашем этнологическом обзоре.

Согласно монаршей воле, они должны были сделать выбор - либо переселиться в степную
зону Кубани, где всем им гарантировалась передача в вечное владение земли, самобытное
народное устройство и собственный суд, либо отправляться в Турцию. Черноморское
побережье Кавказа в тот момент имело для России стратегическое значение, поэтому
император не хотел оставлять здесь столь ненадежных подданных.

Вообще в царствование «белого царя» Александра II мусульманам всей Российской
империи приходилось очень тяжко, лишь при «красном царе» (термин весьма условен)
Александре III, как показал в своих исследованиях московский этнолог Виктор Чистов,
ситуация в 1880-х гг. исправилась и мусульмане стали более полноправными подданными.

В истории не раз случалось так, что неумелые действия политиков приводили к трагедиям
целых народов. Покорясь судьбе, многие адыги согласились переселиться в степную
зону Кубани, на территорию нынешней Адыгейской республики, а вот среди предводителей
убыхов победило мнение, что надо увести людей в Турцию. Если бы эти князья знали,
на какие лишения они обрекают собственный народ.

На побережье пришла страшная беда. Когда к устьям речушек стали подходить посланные
за беженцами турецкие суда, оплаченные сами убыхскими дворянами и русским правительством.
Стиснутый жерновами истории маленький народ отплывал в неизвестность, все глубже
втягиваясь в орбиту влияния оттоманского суперэтноса - http://www.zamana.dgu.ru/daghestan/history/transmigration.htm.

Очень скоро выяснилось, что в Турции никто и не думал заботиться о переселенцах.
Земля была предоставлена только богатеям, а простой народ был предоставлен самому
себе. Убыхи нищали в своих лачугах на окраинах турецких городов. Убыхских девушек,
цинично торгуясь с родителями, турки разбирали по гаремам. На мужчин были другие
виды: в любой момент их можно было сформировать в боевые отряды и бросить против
православных. Но пока войны с Россией не предвиделось, потому забытые всеми убыхи
голодали без дела. Вскоре в селениях беженцев началась эпидемия холеры. Отдельные
смельчаки отправлялись пешком назад, в родные места, но натыкались на пограничные
кордоны. Дело дошло до того, что даже русский консул в Трабзоне Владимир Мокшин
был вынужден вступиться за обездоленных. Впрочем, особых результатов это обращение
не имело. Александр II ответил отказом на слезные просьбы убыхов о возвращении.
Лишь две деревни близи Туапсе по-прежнему живут родине предков, перейдя на родственный
адыгейский язык.

До сей поры убыхи продолжают жить в Турции как одна их этнических групп, объединенных
в кемалистской республике под названием «черкесы»? вместе с адыгейцами, абхазами,
чеченцы, осетинами и лезгинами - 150 тыс. чел. в конце 1960-х г. Один из них
- Яшар Догу Гуче (1915-1961) даже стал олимпийским чемпионом по вольной борьбе
в 1948 г. А вот последние носители убыхского языка - старики, действительно практически
все умерли к 1990 гг. Считается, что последним мог без запинки на убыхском языке
был Тевфик Есен, умерший в Стамбуле в октябре 1992 г. - http://www.ethnologue.com/show_language.asp?code=UBY.
По заверению Шамиля Басаева они полны надежд вернуться на свою родину и потеснить
там Вас, Василий.

Вот тут и следует подвести интересные выводы об истории убыхов. Как видим, если
российский суперэтнос и сыграл негативную роль, но обвинять его в «физическом
уничтожении» убыхов нельзя. Не мало сил в этом приложило Турция, сначала оттоманская,
затем младотуркская, а в последние 80 лет кемалистская. Подробнее об этом читайте
в статье осетинского исследователя Чочиева Г. В. «Северокавказская диаспора в
Турции: социально-политические аспекты этнической эволюции (вторая половина XIX
- XX в.)» - http://www.alanianet.ru/neokavkaz/n2/2-8.htm и http://www.alanianet.ru/neokavkaz/n3/3-8.htm.

В основе внутренней политики этой страны лежит доктрина единства нации; по Конституции
гражданином республики является "турецкий гражданин". В этой связи характерны
лозунги официальной пропаганды 1920-х гг. - "Счастлив называющий себя турком",
"Один турок равноценен Вселенной" и т. п. Запрещается само существование национальных,
языковых и религиозных меньшинств. Между тем есть и нацменьшинства, и их проблемы.
На востоке страны не прекращается партизанская война курдов. Сами курды считают,
что их не менее 20 млн человек, а это уже примерно треть населения. Арабов чуть
более миллиона, грузин - 150 тыс. (по мнению же самих представителей этой группы,
не менее 5 млн человек). Выходцы с Северного Кавказа: потомки черкесов, чеченцев,
дагестанских народов, осетин, убыхов - 100-150 тыс. (3-4 млн по их собственному
мнению), крымских татар - не менее 5 млн, туркмен-юрюков (подлинных сельджуков,
а не обтюреченых киликийцев, кападдакийцев и т. п.) - 500 тыс., азербайджанцев
- несколько сотен тысяч, армян - 150 тыс., абхазов - 120 тыс., ассирийцев - менее
100 тыс., евреев - 25 тыс., еще есть левантинцы (потомки испанцев, французов
и итальянцев), болгары, греки, сербы, боснийцы, албанцы.

И все они хотят жить согласно своим традициям, говорить на своем языке и гордиться
своей историей. Конечно, можно упрекать русских в забывчивости, а наших царей
и вождей - в постоянном желании переписывании истории, но действительность (сейчас
принято писать реальная, в отличие от виртуальной) куда сложнее.

Вместе с тем тема этностроительства Турецкой Республики выглядит весьма и весьма
поучительной с самых различных точек зрения и подобное ее исследование могло
бы стать актуальным, особенно для России, которая с приходом Путина пытается
в спешки выстроить собственное видение решения проблемы посленадломного мироустройства
суперэтноса, зачастую обращаясь к опыту других цивилизаций. Однако эта тема выходит
за рамки моего эссе.

P.S. Замечание Павла по поводу несмешивания этнического и национального всецело
разделяю, Вам, Василий, вероятно надо попытаться разделять глоттегенез (развитие
языков) и этногенез. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы, хотя, добавлю
от себя, кое в чем пресекаются, что провоцирует на смешение этих понятий.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное