Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Елабуга. Тысячелетняя истоpия.



Рассылка ЕЛАБУГА. ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ (history.elabuga)
Выпуск № 24
Основная цель рассылки - поиск малоизвестных исторических фактов

   Здравствуйте, дорогие мои читатели!
В этом выпуске Андрей Иванов продолжает разбирать легенды, связанные с Елабугой.


"Преданья старины глубокой..."

Елабужские предания. Ермак в Елабуге


Одно из елабужских преданий гласит, что Елабугу посетил легендарный атаман Ермак. Правда, в то время Елабуга была не городом, а дворцовым селом Трехсвятским. Итак, легенда № 3: Ермак в Елабуге.

 

В 1871 г. Иван Васильевич Шишкин в своей книге "История города Елабуги" (стр. 14), ссылаясь на некоего "местного летописца", сообщает следующее: "было время, когда иноки монастыря (на месте Чертова городища по указу Ивана Грозного был основан мужской Троицкий монастырь, - прим. автора) со всеми подвластными им и жителями Трехсвятского пришли в ужас. Они услышали, что известный Ермак с многочисленной дружиной своей на ладьях поворотил с р. Волги на Каму, а потому и не мог миновать здешнего места. Ужас жителей еще более увеличился, когда они увидели, что Ермак со всею силою находится близ их; они обрекли уже себя на разорение и верную погибель. Между тем Ермак, плывя по Каме, отделил от своей флотилии два судна, из коих одно остановилось у монастыря, а другое подошло к Трехсвятскому. Посланные от Ермака казаки успокоили жителей, сказав им, что они не разбойники, а слуги царя и идут на покорение неверных (Ермак шел в Сибирь, где правил хан Кучум, - прим. автора), остановились же за продовольственными припасами, в которых имеют нужды. За таковую приятную весть казаки награждены были хлебом-солью и другими припасами и вполне остались тем довольны. Иноки же и жители переменили печаль на радость и считали себя счастливыми, что избегли воображаемых неприятностей". Священник Николай Иванович Шишкин в своей "Истории города Елабуги с древнейших времен" (Елабуга, 1901 г.), приводя свидетельство И. В. Шишкина о посещении Елабуги Ермаком, комментирует его следующим образом: "Очень может быть, что Ермак Тимофеевич завоеватель Сибири проезжал мимо Трехсвятского-Елабуги, но только упоминаемый в этом предании монастырь в конце XVI столетия еще не существовал, так как известно, что Троицкий Елабужский монастырь был основан в первой четверти XVII столетия в 1614 году". Фактически, если следовать этому комментарию, то Ермак, отправившийся на Сибирь в 1581 г. и погибший в 1584 г., никак не мог посетить монастырь, основанный в 1614 г., т.е. спустя 30 лет после своей гибели. В чем может быть ошибка, в датировке основания монастыря или же собственно в самом факте посещения Елабуги Ермаком?

Сведения о прошлом этого человека чрезвычайно скудны. По преданию он "родился где-то в Прикамской стране и получил при крещении имя Василий, а по иным известиям Герман, или Ермолай, откуда сокращенное прозвище - Ермак". Возможно, прозвище свое атаман получил во время работы в Волжской станице на "Ермаке" - ручной мельнице, перемалывающей хлеб.

К моменту появления у Строгановых Ермак внешне был похож на былинного Илью Муромца. Вскоре он и сам станет героем многочисленных легенд и преданий. По мнению Альберта Зуфаровича Нигамаева ("Ранняя история Елабуги", Елабуга, 2007 г., стр. 105, "Миф о Ермаке"), именно "из народных преданий <сюжет о посещении Елабуги Ермаком> плавно перекочевал в труды елабужских краеведов и до сих пор достаточно распространен". Сообщая, что "в настоящий момент историческая наука не располагает данными о посещении Ермаком Елабуги, автор добавляет, что это посещение "безусловно, <...>. могло быть, если казаки поднимались по Каме".

...Судьбоносную роль в жизни Ермака сыграли промышленники Строгановы. В 1558 г. Иван Грозный жаловал Григорию Строганову 146 верст пустынной земли на берегах Камы, где купцы начали разработку богатств Урала. Для защиты своих владений они строили укрепленные городки и остроги, содержали большое количество охраны.

Строгановы пригласили ватагу Ермака, который прославился лихими набегами на Волге и Хвалынском (Каспийском) море, предложили ему оставить разбой и поступить к ним на службу. Поначалу Ермаку предписывалось охранять владения Строгановых от сибирского хана Кучума, а позже он согласился и на поход в Сибирь.

Доктор исторических наук Александр Кадырбаев в своем "Сказе о казаке-разбойнике" ("Вокруг света", № 9, 2007 г.) приводит выдержки из Строгановской летописи XVII века. Согласно летописи, главное событие в судьбе Ермака произошло "в лето 7090, сентября в 1 день (1 сентября 1581 года)", когда "Семен и Максим, и Никита Строгановы послаша ... в Сибирь на сибирского салтана атаманов и казаков Ермака Тимофеевича со товарыщи, и с ним собрав из городков своих ратных и охочих всяких людей: литвы и татар, и русских буйственных и храбрых, предобрых воинов 300 человек, и их с ними отпустиша ... ". Именно от Строгановых Ермак получил струги (парусно-гребные плоскодонки длиной до 45 м), оружие, порох и продовольствие и двинулся в поход. "Судя по всему, - сообщает в своем "Сказе" А. Кадырбашев, - началась кампания в долине Урала. Далее по Волге на стругах вышли к Каме, затем вверх по Чусовой до устья Серебрянки, а там перевалили через Камень (главный Уральский хребет), где пришлось тащить суда по суше волоком. Далее, от Тагила, флотилия двинулась на Туру и Тобол ..."

Весной 1582 г. у современной Тюмени произошло первое сражение Ермака с отрядом Кучума. Кучум, потомок великого Чингисхана, жестоко мстил за потерю своих земель и своего влияния. В ночь с 5 на 6 августа 1584 г. отряд Ермака из 50 казаков попал в засаду на Иртыше близ устья реки Вагай на одном из малых островов и был уничтожен. Спасся лишь один человек, позже рассказавший о гибели атамана (Ермак утонул, пытаясь доплыть до струга: его утянули на дно доспехи - подарок царя). По одной из версий тело Ермака было обнаружено 13 августа и опознано именно по сверкавшему на броне панциря золотому царскому орлу. Тело было захоронено по местным обрядам под кудрявой сосной так, чтобы никто и никогда не смог его найти.

...В качестве иллюстративного материала к своему "Сказу..." Кадырбашев поместил в журнале "Вокруг света" карту похода Ермака в Сибирь, на которой достаточно четко обозначено прохождение Ермака через Елабугу. Разрабатывая "Миф о Ермаке", упомянутый выше А. З. Нигамаев пишет в своей книге, что "казаки на Урал могли добраться и на своих конях по левобережью Камы. Так быстрее и провиант доступней: по пути можно разграбить татаро-башкирские селения ...". Версия - правдоподобная, но не более. Неизвестно ни одного предания, в котором сообщалось бы о разграблении "татаро-башкирских селений" конным отрядом Ермака по пути в Сибирь.

Нигамаев в своей книге (см. все тот же "Миф о Ермаке", стр.106) указывает, что действовать мужской Троицкий монастырь в Елабуге начал в 1616 г., и его монахи никак не могли "встретить Ермака хлебом-солью в 1579 г."

Неясно, откуда взялась точная датировка визита Ермака в наш город - 1579 г., к тому же применительно к мужскому Троицкому монастырю стоит отметить, что в книге Н. И. Шишкина указана следующая дата основания монастыря - 1614 г. (1616 г. у Шишкина - время окончательной постройки "монастыря и церквей его"). Собственно говоря, от времени посещения Елабуги Ермаком до 1871 г., когда была издана "История города Елабуги" И. В. Шишкина и в которой сообщается о посещении казаком-разбойником нашего города, ни много ни мало 290 лет. Для истории и народных преданий это время не столь значительное. Поэтому всё касающееся посещения Ермаком Елабуги, услышанное священником-краеведом П. Н. Кулыгинским (1798-1855 гг.) (именно его записи легли в основу книги И. В. Шишкина) и его современниками от своих прадедов, слышавших в свою очередь это от своих дедов и прадедов, достаточно убедительно может свидетельствовать о том, что называемое мифом - явь. И никакой "мистики"!

А. Иванов


Евгений Репин
elhistory@rambler.ru

Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Форум "1000-летие Елабуги"
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Быть Человеком" (http://subscribe.ru/catalog/culture.people.tobepeople)

В избранное