Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Роман У. Эко «Маятник Фуко»   Ужас и гибельность, окрашивающие атмосферу книги и торжествующие к ее концу, лишь на уровне фабулы вызваны тайной деятельностью ордена тамплиеров. Если бы все дело сводилось к ней, перед нами был бы очередной исторический детектив. Это - книга об ужасе и гибельности, которые несет в себе произвольное, шутливо-ироническое конструирование исторической реальности...

 

Г. Кнабе 10 стр.

 

 

Рок-музыка как форма контркультуры   Рок родился в эпоху 60-х. В основе и жизненной позиции, и музыки ясно ощущалось противостояние той общественной ситуации, которая именно в ту пору стала называться английским, а ныне ставшим международным словом "истеблишмент". Словом этим обычно обозначаются охраняемые законом и полицией привилегии одной части общества за счет другой. Истеблишмент - не идеология. Это состояние общественной жизни...

 

Г. Кнабе 31 стр.

 

 

Нерон и неронизм   После провозглашения Нерона принцепсом философ Сенека обратился к своему воспитаннику с трактатом "О милосердии [De Clementia]". Его основная идея: если ранее отношения принцепса с гражданами регулировались законами государства, то отныне эти отношения должны были определяться лишь его милосердием. На практике clementia вела к созданию морально-политического вакуума, который мог быть заполнен любыми прихотями правителя...

 

Г. Кнабе 15 стр.

 

 

Нанотехнология   С развитием нанотехнологий возникает проблема их философского осмысления. Без выполнения основополагающих философских задач невозможно разрешение социальных, этических, психологических проблем, возникших с появлением данного научного направления. Нанотехнопогии создают пространство, в котором человеческое существование может расширяться в своих возможностях. Каким образом произойдет данное расширение?

 

С. Романовский 11 стр.

 

 

Вечный двигатель   Когда возникла идея вечного двигателя и почему она не существовала в античности? Со времен Шпенглера общим местом стало утверждение о том, что каждая великая идея есть детище культуры, породившей ее. Философские системы, художественные стили, научные теории и технические изобретения появляются не на пустом месте, а вырастают из недр культуры, сделавшей возможной их появление на свет и питающей их развитие...

 

Ю. Петрунин 7 стр. 2 илл.

 

 

"Неевклидова геометрия" Гоголя   Сравнение Гоголя с Лобачевским, который "взорвал Евклидов мир", принадлежит, как известно, Владимиру Набокову. "Если параллельные линии не встречаются, то не потому, что встретиться они не могут, а потому, что у них есть другие заботы. Искусство Гоголя... показывает, что параллельные линии могут не только встретиться, но могут извиваться и перепутываться самым причудливым образом..."

 

Ю. Манн 19 стр. 7 илл.

 

 

Одинокое восстание В. Беньямина   Упоминать В. Беньямина нынче стало модным, - он превратился в одного из кумиров современных культурологов, филологов, философов. Одиночка, проведший всю жизнь в скитаниях; экстравагантный мыслитель, Вальтер Беньямин с течением времени был возведен на пьедестал едва ли не гения, ссылками на высказывания которого пестрят труды наших современников во всех областях гуманитарного знания...

 

А. Любинский 22 стр. 1 фото

 

 

Эссе - пограничный жанр   Эссе - пограничный жанр во всех смыслах этого слова. Монтень совершенно прав: эссе - не способ сочинительства, это стиль жизни, отношения к жизни, когда главное в ней составляет это восхитительное, опасное, безрассудное чувство абсолютной свободы. Эссе - взрывоопасно. Оно возникает как некое новое пространство свободы вне признанных жанровых границ; более того, оно разрушает эти границы...

 

А. Любинский 6 стр. 1 илл.

 

 

М.Ю. Лермонтов   C одной стороны Лермонтов, несомненно, принадлежит культуре русской. Но с другой стороны он занимает в этой культуре положение совершенно своеобразное, делающее его представителем чуждой, даже враждебной традиции. Он занимает некое пограничное положение, которое в полной мере осознает. Более того, делает анализ этой пограничной ситуации главной темой своего творчества, всей жизни...

 

А. Любинский 13 стр. 1 илл.

 

 

Скоморохи и церковь   В XVIII—XX вв. о скоморохах писали или как о большой группе профессиональных музыкантов и актеров или, реже, как о возможных служителях языческого культа. Распространена точка зрения, в которой "жреческая" и "артистическая" функции рассматриваются как реализуемые скоморохами последовательно в разные эпохи. Последняя базируется на схеме: скоморохов как участников языческого культа сменили скоморохи - профессиональные актеры.

 

Е. Фрэнсис 15 стр. 3 илл.

 

 

Восточнославянское язычество   Стоит обратить внимание на одну сторону двоеверия на Руси, которая поможет охватить взглядом, казалось бы, разнородные явления. Речь идет об аналогии, которую можно провести между двоеверием, возникающим при одновременном использовании двух религиозных систем членами одного и того же коллектива, и двуязычием, при котором члены одного и того же коллектива одновременно пользуются двумя языковыми системами...

 

Вяч. Вс. Иванов 11 стр.

 

 

Авангард и теоретическое знание XX в.   Подводя итоги XX в., можно заключить, что авангард остался основным его стилистистическим ориентиром, сказавшимся и на тех авторах, которые иногда склонялись к более традиционным формам. Культура XX столетия в целом была горячей в леви-стросовском смысле: ранее написанный текст если и повторялся, то только в целях пародии, гротескного обыгрывания или переворачивания...

 

Вяч. Вс. Иванов 3 стр.

 


В избранное