Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

"Неевклидова геометрия" Гоголя   Сравнение Гоголя с Лобачевским, который "взорвал Евклидов мир", принадлежит, как известно, Владимиру Набокову. "Если параллельные линии не встречаются, то не потому, что встретиться они не могут, а потому, что у них есть другие заботы. Искусство Гоголя... показывает, что параллельные линии могут не только встретиться, но могут извиваться и перепутываться самым причудливым образом..."

 

Ю. Манн 19 стр. 7 илл.

 

 

Одинокое восстание В. Беньямина   Упоминать В. Беньямина нынче стало модным, - он превратился в одного из кумиров современных культурологов, филологов, философов. Одиночка, проведший всю жизнь в скитаниях; экстравагантный мыслитель, Вальтер Беньямин с течением времени был возведен на пьедестал едва ли не гения, ссылками на высказывания которого пестрят труды наших современников во всех областях гуманитарного знания...

 

А. Любинский 22 стр. 1 фото

 

 

Эссе - пограничный жанр   Эссе - пограничный жанр во всех смыслах этого слова. Монтень совершенно прав: эссе - не способ сочинительства, это стиль жизни, отношения к жизни, когда главное в ней составляет это восхитительное, опасное, безрассудное чувство абсолютной свободы. Эссе - взрывоопасно. Оно возникает как некое новое пространство свободы вне признанных жанровых границ; более того, оно разрушает эти границы...

 

А. Любинский 6 стр. 1 илл.

 

 

М.Ю. Лермонтов   C одной стороны Лермонтов, несомненно, принадлежит культуре русской. Но с другой стороны он занимает в этой культуре положение совершенно своеобразное, делающее его представителем чуждой, даже враждебной традиции. Он занимает некое пограничное положение, которое в полной мере осознает. Более того, делает анализ этой пограничной ситуации главной темой своего творчества, всей жизни...

 

А. Любинский 13 стр. 1 илл.

 

 

Скоморохи и церковь   В XVIII—XX вв. о скоморохах писали или как о большой группе профессиональных музыкантов и актеров или, реже, как о возможных служителях языческого культа. Распространена точка зрения, в которой "жреческая" и "артистическая" функции рассматриваются как реализуемые скоморохами последовательно в разные эпохи. Последняя базируется на схеме: скоморохов как участников языческого культа сменили скоморохи - профессиональные актеры.

 

Е. Фрэнсис 15 стр. 3 илл.

 

 

Восточнославянское язычество   Стоит обратить внимание на одну сторону двоеверия на Руси, которая поможет охватить взглядом, казалось бы, разнородные явления. Речь идет об аналогии, которую можно провести между двоеверием, возникающим при одновременном использовании двух религиозных систем членами одного и того же коллектива, и двуязычием, при котором члены одного и того же коллектива одновременно пользуются двумя языковыми системами...

 

Вяч. Вс. Иванов 11 стр.

 

 

Авангард и теоретическое знание XX в.   Подводя итоги XX в., можно заключить, что авангард остался основным его стилистистическим ориентиром, сказавшимся и на тех авторах, которые иногда склонялись к более традиционным формам. Культура XX столетия в целом была горячей в леви-стросовском смысле: ранее написанный текст если и повторялся, то только в целях пародии, гротескного обыгрывания или переворачивания...

 

Вяч. Вс. Иванов 3 стр.

 

 

Предыстория Мудрости в древневосточных текстах   Есть сильное подозрение, что монотеизм, который представлен в Мемфисском трактате, был древнее, чем последующий египетский политеизм. Вообще, идея, что политеизм, многобожие - изначальная форма религии, никак не доказана. Мы принимаем на веру некоторые представления о том, что архаично, а история все время заставляет нас отодвигать многие идеи все дальше в глубь тысячелетий...

 

Вяч. Вс. Иванов 6 стр.

 

 

Маска как элемент культуры   Театральные маски, фиксирующие одно эмоциональное состояние человека, в последних веках перед н. э. широко распространяются по всему Восточному Средиземноморью и Черному морю. Можно думать, что именно в этом ареале в связи с театральной маской формируется представление о роли и личности. На это указывает этимология лат. persona и позднейшие названия персональности, индивидуальности, личности...

 

Вяч. Вс. Иванов 12 стр.

 

 

Русское "похабство"   Южные славяне познакомились с юродством довольно рано при переводе византийских сочинений. Самым древним термином для юродства было слово буй (буякъ, буявъ). В Древней Руси было в ходу другое слово - похабъ. Именно оно почти повсеместно стояло в протографе древнерусского перевода жития Андрея Юродивого, и лишь позднее в процессе переписывания и редактирования (в том числе сглаживания) текста было во многих местах заменено на оуродивъ (оуродъ)...

 

С. Иванов 20 стр.

 

 

Александрийский погром   Погром - существенная деталь мировой истории. Среди прочих видов кровопролития погром отличается сугубо народным и демократическим характером. Санкция властей (молчаливая или не очень) может способствовать течению погрома. Но без элементарной самодеятельности масс - нет погрома. А потому именно Греция - мать всех демократий и народных движений - стоит у истоков погрома. Когда в V в. до н. э. демос (народ) схлестнулся с олигархами, аристократами, история приобрела погромный характер...

 

А. Ковельман 9 стр.

 

 

Микроистория и филология   Обращаясь к истории "забытых людей", маргиналов, побежденных, микроистория совершает типичный в литературоведении и критике жест - пересмотр канона. Однако она совершает его радикальнее, стремясь не к установлению нового канона и даже не к расширению старого, но к отказу от самого понятия канона. С другой стороны, изучая частные объекты - пространства, события и судьбы, она не ставит себе задачу создать интегральную карту прошлого в масштабе 1:1...

 

С. Зенкин 13 стр.

 


В избранное