Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Врачевание в России XVII в.   В Древней Руси выражение su-dorv-o буквально значило: из хорошего дерева, крепок, как дерево, здоров и силен. Здоровье существовало вне человека, его необходимо было приложить к больному. Слово болезнь у древних славян находилось под запретом, а глагол, образованный от прилагательного, выражал побуждение к действию, в результате которого и приобретается здоровье. Болеть значит получать силу, выздоравливать...

 

М. Киселева 11 стр.

 

 

История тела в средние века   У тела есть своя история. В обществах разных эпох отношение к нему было неоднозначным. Античные греки и римляне много занимались гимнастикой и спортом, а в Средние века возобладал идеал монашеского аскетизма, то есть произошло огромное изменение! А раз есть изменение во времени - значит, есть и история. Так что история тела является существенной частью глобальной истории Средневековья...

 

Жак Ле Гофф, Николя Трюон, 189 стр. (zip)

 

 

Владимир Набоков. Лекции о театре   Мне представляется приемлемой одна-единственная сценическая условность, которую я описал бы следующим образом: люди на сцене, которых вы видите или слышите, ни в коем-случае не могут видеть и слышать вас. Эта условность является в то же время уникальной особенностью драматического искусства, ведь ни при каких обстоятельствах человеческой жизни даже самый потаенный из подсматривающих или подслушивающих не может уберечься от возможности разоблачения теми, за кем он следит, - не какими-то конкретными людьми, но миром в целом...

 

В. Набоков 18 стр.

 

 

Цивилизационная самоидентификация   Понятия цивилизация, культура и образованность были лишь оружием для борьбы на том поле, которое создало западноевропейское сознание. Первая мировая война стала "войной цивилизаций", в которой широко использовалась цивилизационная риторика, взаимные обвинения в "нецивилизованности". В Германии война именовалась Kulturkrieg, т.е. война за духовность и культурную традицию; во Франции - войной "за право и цивилизацию". Цивилизационная самоидентификация породила на этом этапе не единство, а кризис европейской цивилизации...

 

И. Ионов 19 стр.

 

 

Истоки и рождение евразийской идеи   Евразийство открыло новый этап в развитии евразийской идеи и вместе с тем, поставив своей основной задачей изучение "культурной личности" России-Евразии, органично продолжило традицию, намеченную в цивилиографии XIX в. Евразийцы опирались на концепцию всемирно-исторического процесса, основанную на мультилинейной схеме. Первые печатные выступления евразийцев, в которых высказывалась идея об историческом процессе как разнонаправленном циклическом развитии национальных культур, появились почти одновременно с "Закатом Европы" О. Шпенглера...

 

В. Хачатурян 13 стр.

 

 

Фильмы ужасов   Можно заметить родство порнографических нарративов и сюжетов в жанре Horror. Там и здесь важные сцены рифмуются с расслабляющими. В первом случае половому контакту предшествуют подготовительные и оттягивающие наслаждение проходные кадры. Так же в фильме ужасов моменты значимые монтируются с почти пустыми сценами. Обычно актеры даже не понимают необходимости таких ритуальных вставок...

 

В. Корнев 10 стр.

 

 

Сатанизм, садизм и тяга к жестокости   Ведьм обвиняли в совершении кощунственных ритуалов поклонения Дьяволу, однако служение Сатане выходит за рамки легенды, ведь в поклонении Дьяволу всегда подозревались еретические секты, о нем же вспомнили при осуждении ордена тамплиеров. Многочисленные формы сатанизма существуют и по сей день: уголовные хроники рассказывают об их преступных (и вполне реальных) деяниях...

 

У. Эко 5 стр.

 

 

Ж. Деррида. Чреватые. Четыре размывки Колетт Дебле   Колетт Дебле - французская писательница и художница. В 1990 г. начинает серию из 888 рисунков, посвященных истории репрезентации женщины в европейской живописи. Чтобы понять, что она делает теперь, когда, контрабандой, цитирует, нельзя забывать о мифологии, из которой она черпает столь многое. Вспомним, например, Метаморфозы, а точнее - уловку божественной Эхо. Она тоже создавала видимость цитирования...

 

Ж. Деррида 12 стр. 7 илл.

 

 

Ж.-Л. Нанси. Складка мысли Делеза   Имело бы смысл говорить не о философии Делеза, расположенной где-то внутри панорамы или эпистемы, но скорее о складке его мысли: признаке, воодушевлении, навыке (но не привычке), которые мы в той или иной степени неизбежно разделяем с этой мыслью, едва только начинаем мыслить в настоящем (не в пример тем, кто еще пребывает в Просвещении, если не в Академии). Сегодня невозможно было бы мыслить, не заимствуя что-нибудь у этой складки, но это не значит, что нам приходиться прогибаться под нее...

 

Ж.-Л. Нанси 8 стр.

 

 

Библейские чудеса в комментариях Филона и мудрецов Талмуда   Филон - философ, отвергающий суетность и ложь риторов, поэтов и художников. Аггадисты, напротив, использовали многие приемы греческого и римского романа. Сказочность мотивов и обилие чудес не отталкивали, а привлекали их. В результате они создали то, чего Филон по возможности избегал: интригующее и полное сюрпризов повествование, иногда правдоподобное, но чаще - нет...

 

А. Ковельман 11 стр.

 

 

Косвенный геноцид в современном обществе   Термин "геноцид" появился в научной литературе в 1943г., в связи с происходившим во 2-й мировой войне истреблением евреев. Косвенный геноцид - направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящее к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это был бы желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению ее...

 

Ю. Черновицкая 7 стр.

 

 

Как возникло одиночество?   Когда возникло одиночество? Когда оно началось? Эти несколько необычные вопросы отнюдь не просты. В самом деле, с какого момента можно говорить о саморефлексии человечества, поднявшегося в лице своих отдельных, а подчас и многих представителей до осознания драматической изолированности от социума? Было ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже?

 

Н. Покровский 17 стр.

 


В избранное