Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Косвенный геноцид в современном обществе   Термин "геноцид" появился в научной литературе в 1943г., в связи с происходившим во 2-й мировой войне истреблением евреев. Косвенный геноцид - направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящее к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это был бы желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению ее...

 

Ю. Черновицкая 7 стр.

 

 

Как возникло одиночество?   Когда возникло одиночество? Когда оно началось? Эти несколько необычные вопросы отнюдь не просты. В самом деле, с какого момента можно говорить о саморефлексии человечества, поднявшегося в лице своих отдельных, а подчас и многих представителей до осознания драматической изолированности от социума? Было ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже?

 

Н. Покровский 17 стр.

 

 

А. В. Суворов   Все, что известно о настоящей жизни Суворова - кратко и лаконично, как две связанные с ним и поразительные по простоте исторические надписи: одна на московском доме - "Здесь жил великий Суворов", другая на его могиле в Питере - "Здесь лежит Суворов". Современники считали его чудаком. Все это нынче напоминает незабвенные истории о российских юродивых и юродстве. Именно такие люди могли напрямую говорить царям все, что думают, голую правду...

 

К. Ковалев 5 стр. 4 илл.

 

 

З. Гиппиус о Чехове   К вопросу об античеховских настроениях в культуре "серебряного века". По мнению А. Кушнера, неприязнь к Чехову у Ахматовой, Ходасевича и других обусловлена присущей им ставкой "на сильную личность, твердую волю, на героя": "Хотелось решительных действий, героизма, "неслыханных мятежей" и перемен. Хирургического вмешательства, а Чехов был врачом-терапевтом"...

 

Н. Капустин 13 стр.

 

 

Модернизм М. Фуко   Статья представляет собой комментарий к известной, впрочем, лишь недавно опубликованной лекции Мишеля Фуко о живописи Эдуарда Мане, прочитанной им в 1971 г. Попытаемся ответить на вопрос: что видит философ и что он заставляет нас увидеть с помощью своего анализа? С другой стороны, мы попытаемся продемонстрировать тот любопытный факт, что Фуко на самом деле видит в живописи Мане совершенно не то, о чем он говорит (или думает, что говорит)...

 

К. Перре 18 стр. 8 илл.

 

 

Парадоксы культурологии   Сегодня именно тема культуры оказывается наиболее провокативным средоточием парадоксов. Эта "вещь" - культура - занимает внимание, но не улавливается понятиями научной "орто-доксы". Кажется, само имя культуро-логия именует сгусток глубинных конфликтов мысли. Говоря для простоты с долей условности, можно наметить три таких конфликта, три намека на парадокс - или три способа бегства от парадоксов, таящихся в самом замысле культурологии...

 

А. Ахутин 48 стр.

 

 

Музей   Если в XIX-XX вв. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности и, соответственно рассматривался как дополнительное средство пополнения знаний, то музей рубежа XX-XXI вв. значительно расширил границы, стал рассматриваться как информационный центр культурного наследия. Анализ двух выделенных типов стратегий применительно к художественным музеям, позволяет выделить два вопроса. Первый: В чем смысл служения человечеству? Второй: В чем смысл служения человеку?

 

О. Сапанжа 12 стр.

 

 

Белое братство   11 апреля 1990 г., едва миновав порог тридцатилетия, украинская журналистка Марина Цвигун объявила себя двойным воплощением Девы Марии и Иисуса Христа и стала называть себя Мария Дэви Христос. Ее второй муж, кандидат технических наук, сорокадевятилетний Юрий Кривоногов, был провозглашен воплощением Иоанна Крестителя и получил имя Юоанна Свами...

 

Б. Фаликов 15 стр.

 

 

Черты феминистского мышления   В истории не столь уж редки случаи появления у власти женщины, но их поведение всегда было разочаровывающе мужским. Здесь суть дела не в тендерных темпераментах и характерах, а в природе тех функций и тех институтов, которые безразличны к тому, кто их исполняет. Изменение этой природы или даже устранение этих институтов из социальных форм жизни - совокупная проблема женщин и мужчин...

 

Ю. Солонин 5 стр.

 

 

Марк Шагал   Париж появлялся спорадически на полотнах Шагала - Витебск-Иерусалим стал почти постоянным фоном, участником, героем картин художника; в последние десятилетия его жизни трудно найти холст, где не было бы эмблемы Города с Храмом, знака Вселенной Шагала. Связь города и искусства художника была поистине мистической. В ранних стихотворениях Шагала есть строчка: "Моя картина рисует меня..."

 

А. Шатских 9 стр. 25 илл.

 

 

Михаил Шемякин   Чтобы понять любой миф, его надо пережить в голове как реальность. Вспомним немецких романтиков, для которых всеприятие смыслов не было лишь интеллектуальной игрой, ведущейся по правилам иронии. Для Гофмана, к примеру, его образы и персонажи были настолько реальны, что он сам их страшился...

 

А. Петряков 11стр. 40 илл.

 

 

Природа   Каждому советскому школьнику было известно, что Горький лучше, чем кто-либо в русской литературе, "умел любить и ненавидеть". Любил Горький "Человека", а ненавидел - "мещанина". Если, однако, вглядеться пристальнее в предмет горьковской ненависти, можно сказать, что был он прежде всего природо-ненавистником. Дискурс насилия над природой прорастал в дискурс насилия над человеком. Любимые горьковские определения "преобразование природы" и "перековка человеческого материала" - синонимы...

 

Е. Добренко 11 стр.

 


В избранное