Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Атлантида   Атлантида и нации. В Аненербе ("Институт наследия предков") часто поднимался вопрос об Атлантиде, и им интересовался Гиммлер. Здесь было придумано название острову Гельголанд: "святая земля". Идеологи фашизма стремились придать германским "началам" независимый окрас, что позволяло бы нацистам ощущать свою исключительность, ничем не обязанную Аврааму. После войны нацистские идеи были подхвачены пастором Юргеном Спанутом, который отождествлял Атлантиду с Гельголандом...

 

П. Видаль-Накэ 25 стр. 3 илл.

 

 

Диссидент   По устному сообщению А. Гинзбурга, приоритет в изобретении слова "диссидент" принадлежит не иностранным корреспондентам, а писателю Л. Пинскому, человеку, который хотя и не участвовал активно в диссидентской деятельности, по несомненно является одним из духовных отцов диссидентства - во всяком случае, многие известные диссиденты относили его к своей "референтной группе". Слово "диссидент" Пинский употреблял исключительно в ироническом контексте....

 

А. Даниэль 15 стр.

 

 

"Записки из подполья"   О парадоксальном мышлении "подпольного человека". В отличие от "лишних людей", противопоставляющих отрицаемой ими реальной действительности чаще всего романтический идеал, через призму которого они и смотрят на жизнь, "подпольный человек", напротив, его развенчивает, поскольку смотрит на идеал через призму реальной действительности, в которой не находит ничего положительного. Эта особенность видения "подпольного человека" объясняется критическим отношением к романтизму самого Достоевского...

 

Ф. Бельтраме 8 стр.

 

 

Нектар   Мифологема нектара - опыт реконструкции. Место нектара в греческом предании общеизвестна: боги едят амвросию, запивают ее нектаром и оттого всегда остаются нестареющими и бессмертными. Об амвросии написано достаточно. Гораздо меньше повезло нектару. В мифологических словарях на него чаще всего дается отсылка ("см. Амвросия"). Между тем реконструкция пары амвросия-нектар может быть подтверждена очень распространенным мотивом живой и мертвой воды...

 

Е. Рабинович 8 стр.

 

 

Каннибализм   Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Из его наблюдений следует, что поедают не всяких мертвецов, но лишь тех, кто погиб насильственной смертью: преступников, убитых в бою, пленных, если родственников, то удушенных специальным образом. И происходит все это не на полулегендарных островах, а в центре цивилизованного мира. Например, поедание практикуют буддийские ламы, живущие при дворе Хубилая...

 

А. Юрченко 3 стр.

 

 

Кира Муратова   Ее нежелание принимать эпоху цветущего интеллектуального отрыва от реальности - то, чем все занимаются и за что деньги платят (а деньги-то платят только за это) - было очень твердым. Она не хотела входить в этот слой. Она всегда - в качестве протеста - все ставит "ногами в реальность". Она делает даже не авторское кино, а кино авторского своеволия и, действительно, авторского "терроризма". Она заставляет зрителей смотреть на то, что хочет показать...

 

М. Туровская 5 стр. 4 фото

 

 

Вергилий   Две тысячи лет с Вергилием. Когда 21 сентября 19 года до н. э. в калабрийском городе Брундизии скончался Публий Вергилий Марон - уже тогда, пожалуй, это событие означало для сознания одних современников и хотя бы для смутного чувства других нечто большее, чем просто смерть любимого и почитаемого поэта. Поэты у римлян были; но Вергилий - не один из великих, даже не первый, а единственный...

 

С. Аверинцев 24 стр. 3 илл.

 

 

Вергилий   Вергилианский миф в Средневековье. Вергилий - вместе со своей поэзией и независимо от нее - продолжает свое земное существование в средневековье как маг, мудрец, едва ли не демиург, изобретатель чудесных предметов, астроном, алхимик и т.д. Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий - патрон Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах...

 

Т. Цивьян 3 стр. 5 илл.

 

 

Памятник   О чем свидетельствуют памятники? В словаре русского языка XI-XVII веков слово "памятник" фигурирует только в одном значении, как "памятная запись" или "свидетельство". Таким образом, до XVIII века "памятник" - это, прежде всего, письменный документ, свидетельствующий, как справка, о том или ином событии. Однако уже к концу XVIII века "памятник" практически утрачивает свое нарративное значение...

 

Л. Гольбурт 18 стр.

 

 

Знание   Знание как "вредная привычка". Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно - оно делает человека человеком. Если же мы выйдем за рамки европейской традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Даосизм рассматривает жажду все большего знания принципиально в том же ключе, что и неослабную неудовлетворенность, сопутствующую физическим желаниям...

 

Г.-Г. Мёллер 11 стр.

 

 

Хора   Платон: мимесис и хора. Платоновская хора - то же самое, что демокритовская необходимость, которая действует согласно сопротивлению и "ударам" и "столкновениям" материи. В свете такого сопоставления "восковая дощечка" сопротивляется отпечатку, и это сопротивление неотвратимо искажает отпечаток и тем самым индивидуализирует его...

 

М. Ямпольский 6 стр.

 

 

В.В. Розанов   Может ли быть мозаичной историческая культура?. Розанов отвечал на этот вопрос утвердительно. Ибо, по его мнению, в исторической культуре существует борьба противоположностей, сосуществуют взаимоисключающие ценности и идеологические установки. Модель "мозаичной культуры", которую он обосновывал, состояла в том, что все ее разнородные компоненты должны быть признаны в своей особой правоте — наряду с другими столь же теоретически правомерными...

 

В. Лебедева 5 стр. 3 илл.

 


В избранное