Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Кира Муратова   Ее нежелание принимать эпоху цветущего интеллектуального отрыва от реальности - то, чем все занимаются и за что деньги платят (а деньги-то платят только за это) - было очень твердым. Она не хотела входить в этот слой. Она всегда - в качестве протеста - все ставит "ногами в реальность". Она делает даже не авторское кино, а кино авторского своеволия и, действительно, авторского "терроризма". Она заставляет зрителей смотреть на то, что хочет показать...

 

М. Туровская 5 стр. 4 фото

 

 

Вергилий   Две тысячи лет с Вергилием. Когда 21 сентября 19 года до н. э. в калабрийском городе Брундизии скончался Публий Вергилий Марон - уже тогда, пожалуй, это событие означало для сознания одних современников и хотя бы для смутного чувства других нечто большее, чем просто смерть любимого и почитаемого поэта. Поэты у римлян были; но Вергилий - не один из великих, даже не первый, а единственный...

 

С. Аверинцев 24 стр. 3 илл.

 

 

Вергилий   Вергилианский миф в Средневековье. Вергилий - вместе со своей поэзией и независимо от нее - продолжает свое земное существование в средневековье как маг, мудрец, едва ли не демиург, изобретатель чудесных предметов, астроном, алхимик и т.д. Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий - патрон Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах...

 

Т. Цивьян 3 стр. 5 илл.

 

 

Памятник   О чем свидетельствуют памятники? В словаре русского языка XI-XVII веков слово "памятник" фигурирует только в одном значении, как "памятная запись" или "свидетельство". Таким образом, до XVIII века "памятник" - это, прежде всего, письменный документ, свидетельствующий, как справка, о том или ином событии. Однако уже к концу XVIII века "памятник" практически утрачивает свое нарративное значение...

 

Л. Гольбурт 18 стр.

 

 

Знание   Знание как "вредная привычка". Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно - оно делает человека человеком. Если же мы выйдем за рамки европейской традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Даосизм рассматривает жажду все большего знания принципиально в том же ключе, что и неослабную неудовлетворенность, сопутствующую физическим желаниям...

 

Г.-Г. Мёллер 11 стр.

 

 

Хора   Платон: мимесис и хора. Платоновская хора - то же самое, что демокритовская необходимость, которая действует согласно сопротивлению и "ударам" и "столкновениям" материи. В свете такого сопоставления "восковая дощечка" сопротивляется отпечатку, и это сопротивление неотвратимо искажает отпечаток и тем самым индивидуализирует его...

 

М. Ямпольский 6 стр.

 

 

В.В. Розанов   Может ли быть мозаичной историческая культура?. Розанов отвечал на этот вопрос утвердительно. Ибо, по его мнению, в исторической культуре существует борьба противоположностей, сосуществуют взаимоисключающие ценности и идеологические установки. Модель "мозаичной культуры", которую он обосновывал, состояла в том, что все ее разнородные компоненты должны быть признаны в своей особой правоте — наряду с другими столь же теоретически правомерными...

 

В. Лебедева 5 стр. 3 илл.

 

 

Энтузиазм   Первоначально, словом энтузиазм обозначали состояние человека, одержимого божеством или находящегося под его влиянием. Сократ считал энтузиазмом поэтическое вдохновление. Cлово "энтузиаст" в 16-17 вв. было синонимом слова "фанатик". Энтузиазм - важная характеристика революционной массы. В этом качестве он упоминается Робеспьером. Шефтсбери впервые рассмотрел энтузиазм в контексте возвышенного и непредставимого...

 

М. Ямпольский 15 стр.

 

 

Fin de siecle   Ибсен, Стринберг, Чехов в свете концепции вырождения М. Нордау. Книга М. Нордау "Вырождение", бесспорно, тенденциозная и полемически заостренная, ставит проблемы, актуальные для конца XIX - начала XX в. Критический пафос сочинения немецкого психиатра обусловлен неприятием современного автору искусства, больного, по его мнению, той же болезнью, что и общество в целом - вырождением. Сопоставление идей позитивиста Нордау с творчеством трех писателей-новаторов отражает диалектику научного и художественного сознания эпохи fin de siеcle...

 

М. Одесская 16 стр.

 

 

Массовая культура   Известный культуролог, размышляя о популярности сериалов у российского зрителя, увидел ее истоки в характере внутренней структуры массовой культуры - в сохранении в ней "донного" слоя ("культуры-ноль"). Этот слой существует подспудно во всех щелях постиндустриального общества; эта начальная культура, опирающаяся на архаическую систему восприятия, постепенно вытеснила, заменила традиционный фольклор. А может быть, именно таким образом, самосохраняясь, базовая прасистема восприятия транслируется сквозь время...

 

В. Лебедева 17 стр.

 

 

Тело   Сохранились многочисленные примеры крестьянских коммендаций (акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора), практиковавшихся в XII в. Вот один из них: "Отдаю тело мое и детей моих, и все имущество мое, каковое имею и каковым буду владеть, капитулу каноников Святого Петра". Важно отметить, что собственное тело крестьянин включает в число коммендируемых им вещественных предметов, куда относится и его имущество, и его дети...

 

С. Кулаева 10 стр.

 

 

Язык падонкоф   Интернет не разрушает пространство города, но задает ему новые измерения. Глобальным городом становится сама сеть. Здесь тоже есть маргиналы. Представители контркультуры Рунета именуют себя "падонками". Помимо активного использования ненормативной лексики, к специфическим характеристикам вербального поведения "падонков" может быть отнесен "ОРФО-арт"...

 

Н. Шаповалова 4 стр.

 


В избранное