Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Павел I http://ec-dejavu.ru/p-2/Paul_I.html Рыцарство было важной и нешуточной чертой характера императора Павла I...


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Павел I   Рыцарство было важной и нешуточной чертой характера императора Павла I. Как доказательство его рыцарских, доходивших даже до крайности воззрений может служить то, что он совершенно серьезно предложил Бонапарту дуэль в Гамбурге с целью положить этим поединком предел разорительным войнам, опустошавшим Европу. "Русский Дон-Кихот" - так называл его Наполеон. И еще один момент нельзя обойти, коль речь идет о рыцарстве. Момент этот - куртуазность, коей Павел не был чужд.

 

Ю. Соловьев 21 стр.

 

 

Футуристический «грим»   Концепция раскраски лица или футуристического "грима", созданная в 1913 г. М.Ларионовым и И.Зданевичем, оказалась одной из наиболее ярких манифестаций новой формы существования искусства и одной из первых версий пред-дадаистской эстетики. И в стилистическом отношении, и по времени своего появления раскраска тесно связана с лучизмом. Художник-лучист работает со "скользящей", подвижной реальностью - отражения лучей, световые потоки, "цветная пыль", то есть нечто, не имеющее границ и рассеянное повсюду.

 

E. Бобринcкая 12 стр. 12 илл.

 

 

Серебряный век   Эстетика Серебряного века предстает сегодня символом глобального переломного процесса, который начал развиваться с начала XX в., - процесса последнего взлета культуры, начала ее слома и активного формирования пост-культуры. В одних направлениях при ощущении кризиса культуры возникла потребность защитить ее, прояснить ее основные, возможно, плохо понятые аспекты. У других личностей этого же поколения ощущение кризиса вызвало стремление довершить разрушение, переоценить все ценности и начать созидание нового.

 

В. Бычков 11 стр.

 

 

Дж.Р.Р. Толкин   Толкин переосмысливает общепринятую теорию о происхождении сказки, в основе которой лежат космогонические мифы. По его мнению, сказки не являются результатом снижения событий или действующих лиц мифа. Схема миф-эпос-сказка, подразумевающая, что последний компонент представляет собой результат упадка предыдущих, для автора неприемлема. C точки зрения Толкина, попытка найти в глубине веков истинный сюжетный источник мифа или сказки лишена смысла.

 

M. Штейнман 21 стр.

 

 

Поп-арт   Британский художник Ричард Гамильтон называет поп-арт популярным (созданным для массовой аудитории), мимолетным (короткий срок изготовления), быстро расходуемым (легко забываемым), дешевым, массовым, молодым (предназначенным молодым), остроумным, сексуальным, волшебным и приносящим большой доход искусством. Провозглашая искусство товаром, поп-арт отказывается от иллюзий "искренности" и "глубины", которые активно эксплуатировала популярная культура, в частности поп-музыка.

 

А. Рыков 25 стр. 60 илл.

 


Москва - Третий Рим  Филофей называет Третьим Римом не Москву, но всю Русь. В глазах Филофея этого имени заслуживает царство, а не город. Тем не менее в послании к Мунехину он пишет об Успенском соборе в Москве, а в послании к Василию III отождествляет Москву с Третьим Римом. Византийская и Римская империи часто назывались по своим столицам (Первый Рим, Второй Рим), естественно было и Русь называть по столице: так Москва стала Третьим Римом.

 

Дм. Стремоухов 17 стр.

 


Иван Грозный  В историографии поведение Ивана Грозного рассматривают как аномальное, как проявление индивидуальной психологии либо психопатологии. Такой подход означает отказ от научной интерпретации: Грозный предстает как необъяснимый эксцесс на фоне правильно развивающегося исторического процесса. Не вдаваясь в область психологии этого человека, отметим, что его кажущееся из ряда вон выходящим поведение имеет аналогии в русской истории - именно в типе поведения русского монарха. С Грозным сопоставим Петр I, и такое сопоставление помогает понять концепции обоих этих деятелей.

А. Панченко, Б. Успенский 22 стр. 9 илл.

 


Интелнет   ИнтеЛнет (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква "Л" посередине - прописная, как выделенный знак отличия от "Интернет") - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство. ИнтеЛнет - старейший интеллектуальный проект русской сети (1995) и первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном Интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995 г.)

М. Эпштейн 3 стр.

 


Остраннение   Остраннение - феномен осмысления, связанный с изменением видения и понимания. Первоначально (термин введен В. Шкловским) - одно из понятий русского формализма, прием описания вещей, вырывающий предмет из привычного контекста и делающий привычное необычным, странным. О творчестве как искусстве делать предмет странным говорили Новалис, Л. Толстой. Остраннение близко идее Платона об удивлении как начале познания. Заслугой Шкловского явилось вычленение остраннения как специфического приема и введение термина.

 

Г. Тульчинский 2 стр.


Реалогия    Реалогия (от латинского "res" - вещь) - дисциплина, изучающая единичные вещи и их экзистенциальный смысл в соотношении с самосознанием человека. Огромное большинство вещей, нас окружающиx, не укладываются в рамки дисциплин, изучающих вещи: промышленной технологии, технической эстетики. Предмет реалогии - зто такая сущность вещи, которая не сводится к техническим качествам изделия. Задача реалогии как теоретической дисциплины - постичь в вещах их собственный, нефункциональный смысл, не зависимый ни от товарной стоимости, ни от утилитарного назначения, ни даже от их зстетических достоинств.

 

М. Эпштейн 5 стр.


Дорога   Дорога - ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах. Дорога - место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога - разновидность границы между "своим" и "чужим" пространством; мифологически "нечистое" место, служащее для удаления вредных и опасных объектов, для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий.

Е. Левкиевская 6 стр.


Жан Бодрийяр   Как и многие левые французские интеллектуалы, духовно связанные со студенческим движением 1968 г., Бодрийяр испытал влияние марксизма, но в целом его мысль движется в немарксистской парадигме. Он принадлежит к критикам общества потребления. Потребление у Бодрийяра распространяется не только на вещи, но и на время, пространство, природу, на все окружение человеческой жизни, на зрительные, звуковые образы, создаваемые средствами массовой информации, на политические, культурные отношения людей. Бодрийяр раскрывает перед читателями мир, в котором рухнули социальные, политические, идеологические связи и в котором их место занимает знаковое потребление.

 

Е. Самарская 14 стр.


Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 


В избранное