Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Поп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/Pop_Art.html Провозглашая искусство товаром, поп-арт отказывается от иллюзий «искренности» и «глубины», которые эксплуатировала популярная культура...


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Поп-арт   Британский художник Ричард Гамильтон называет поп-арт популярным (созданным для массовой аудитории), мимолетным (короткий срок изготовления), быстро расходуемым (легко забываемым), дешевым, массовым, молодым (предназначенным молодым), остроумным, сексуальным, волшебным и приносящим большой доход искусством. Провозглашая искусство товаром, поп-арт отказывается от иллюзий «искренности» и «глубины», которые активно эксплуатировала популярная культура, в частности поп-музыка.

                              А. Рыков 25 стр. 60 илл.

 

Поп-арт У многих творения поп-арта вызывают насмешливую улыбку, которая обычно делается заговорщической: «Это не очень серьезно, но мы не собираемся возмущаться и в основе может быть, что...». «Некая улыбка» составляет часть обязательных знаков потребления: она не представляет больше юмора, критической дистанции, а только напоминание об этой критической ценности, материализованной в подмигивании. В конечном счете в этой «бесстрастной» улыбке нельзя больше отличить улыбку юмора от улыбки коммерческого соучастия. Именно это происходит в поп-арте, и его улыбка резюмирует в итоге всю его двусмысленность: это не улыбка критической дистанции, это улыбка сделки.

                              Жан Бодрийяр 9 стр.

 

Москва - Третий Рим   Филофей называет Третьим Римом не Москву, но всю Русь. В глазах Филофея этого имени заслуживает царство, а не город. Тем не менее в послании к Мунехину он пишет об Успенском соборе в Москве, а в послании к Василию III отождествляет Москву с Третьим Римом. Византийская и Римская империи часто назывались по своим столицам (Первый Рим, Второй Рим), естественно было и Русь называть по столице: так Москва стала Третьим Римом.

                              Дм. Стремоухов 17 стр.

 

Иван Грозный   В историографии поведение Ивана Грозного рассматривают как аномальное, как проявление индивидуальной психологии либо психопатологии. Такой подход означает отказ от научной интерпретации: Грозный предстает как необъяснимый эксцесс на фоне правильно развивающегося исторического процесса. Не вдаваясь в область психологии этого человека, отметим, что его кажущееся из ряда вон выходящим поведение имеет аналогии в русской истории - именно в типе поведения русского монарха. С Грозным сопоставим Петр I, и такое сопоставление помогает понять концепции обоих этих деятелей.

               А. Панченко, Б. Успенский 22 стр. 9 илл.

 

Интелнет    ИнтеЛнет (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л» посередине - прописная, как выделенный знак отличия от «Интернет») - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство. ИнтеЛнет - старейший интеллектуальный проект русской сети (1995) и первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном Интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995 г.)

                            М. Эпштейн 3 стр.

 

Остраннение   Остраннение - феномен осмысления, связанный с изменением видения и понимания. Первоначально (термин введен В. Шкловским) - одно из понятий русского формализма, прием описания вещей, вырывающий предмет из привычного контекста и делающий привычное необычным, странным. О творчестве как искусстве делать предмет странным говорили Новалис, Л. Толстой. Остраннение близко идее Платона об удивлении как начале познания. Заслугой Шкловского явилось вычленение остраннения как специфического приема и введение термина.

                         Г. Тульчинский 2 стр.

 

Реалогия   Реалогия (от латинского "res" - вещь) - дисциплина, изучающая единичные вещи и их экзистенциальный смысл в соотношении с самосознанием человека. Огромное большинство  вещей, нас окружающиx, не укладываются в рамки дисциплин, изучающих вещи: промышленной технологии, технической эстетики. Предмет реалогии - зто такая сущность вещи,  которая  не сводится к техническим качествам изделия. Задача реалогии как теоретической дисциплины - постичь в вещах их собственный, нефункциональный смысл, не зависимый ни от товарной стоимости, ни от утилитарного назначения, ни даже от их зстетических достоинств.

                             М. Эпштейн 5 стр.

 

Дорога   Дорога - ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах. Дорога - место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога - разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место, служащее для удаления вредных и опасных объектов, для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий.

                       Е. Левкиевская 6 стр.

 

Жан Бодрийяр    Как и многие левые французские интеллектуалы, духовно связанные со студенческим движением 1968 г., Бодрийяр испытал влияние марксизма, но в целом его мысль движется в немарксистской парадигме. Он принадлежит к критикам общества потребления. Потребление у Бодрийяра распространяется не только на вещи, но и на время, пространство, природу, на все окружение человеческой жизни, на зрительные, звуковые образы, создаваемые средствами массовой информации, на политические, культурные отношения людей. Бодрийяр раскрывает перед читателями мир, в котором рухнули социальные, политические, идеологические связи и в котором их место занимает знаковое потребление.

                           Е. Самарская 14 стр.

 

Рабство   Нет в мировой истории другой страны, где расизм играл бы такую важную роль в течение столь долгого времени, как в Соединенных Штатах. Поэтому в вопросе «Как все это начиналось?» больше смысла, чем просто интереса к истории. В африканских государствах существовало рабство, и этим иногда пользовались европейцы, чтобы оправдать созданную ими работорговлю. Но «рабы» в Африке были скорее подобны европейским крепостным, т. е. большинству населения Европы. Это было жестокое крепостничество, но они обладали правами, которых не было у привезенных в Америку рабов, и они «были абсолютно непохожи на тех, кого как скот перевозили на кораблях работорговцев и держали на американских плантациях».

                       Говард Зинн 19 стр.

 

Прогресс   Колумб, индейцы и прогресс человечества. Я не считаю, что в историческом повествовании мы должны обвинять Колумба, судить его и выносить ему приговор in absentia. Уже слишком поздно, и это было бы бесполезным схоластическим упражнением в морализаторстве. Но легкое восприятие жестокости в качестве неприятной, но необходимой платы за прогресс до сих пор с нами. Мы приучились уделять жестокостям столько внимания, сколько им часто уделяют учителя и писатели в уважаемых аудиториях и учебниках. Усвоенное чувство дозированной морали, проистекающее из кажущейся объективности ученого, воспринимается легче, чем в том случае, если оно появляется после выступлений политиков. И потому оно более опасно.

                           Говард Зинн 25 стр.

 

История   То, что принято называть "доисторией", не тождественно - вопреки Гегелю - отсутствию истории. Можно согласиться с Коллингвудом в том, что идея истории имманентна человеку. Как это ни парадоксально, человек древности даже более историчен, нежели люди последующих веков. Он видит в истории тотальность, к которой более нечего прибавить. Он включен в полномасштабную историю, которую переживает целиком, а не по частям, подобно тем будущим поколениям, что примутся отбрасывать прошлое ради настоящего. Но почему и в какой момент мифоритуальное общество начинает переживать вместо полноты дефицит истории?

                                И. П. Смирнов 16 стр.

 

Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 


В избранное