Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Палач   Идея, что демоны и сам дьявол могут выполнять назначенные Богом наказания, — т. е. служить, а не противостоять ему, — была, при всей ее несовместимости с представлением о дьяволе как злейшем враге Бога, обычным в Средневековье. Христианская культура испытывала затруднение с совмещением в образе дьявола этих ролей — врага Бога и исполнителя его наказаний. В ранних текстах в качестве палачей фигурирует некие таинственные существа. В XVIв. метафора демона-палача достигает натуралистической зримости в связи с общим упрощением образа дьявола: из хитрого искусителя он превращается в кровавого разбойника-убийцу, который если и вершит Божий суд, то с непомерной, неадекватной жестокостью, которая сама по себе — а отнюдь не в качестве воздаяния за грехи — служит предметом завороженного интереса

                          А. Махов 4 стр.

 

Пародия   Демонам отказано в причастности к Божественному миропорядку; тем, кто не может участвовать в бытии, остается ему подражать. Постоянно направленный на чужое ему бытие, чутко реагирующий на происходящие в нем события, — дьявол проявляет себя как подражатель, имитатор, пародист. Первое же деяние дьявола — попытка уподобиться Богу — обернулась скверной пародией; эту пародийную линию дьявол продолжает и дальше. Иногда он подражает деяниям Бога вполне сознательно — и тогда пародия-имитация граничит с высмеиванием, злой игрой; иногда же его действия против его воли оборачиваются жалкой пародией — в этом случае сам дьявол становится жертвой Божественной игры-обмана.

                        А. Махов 4 стр.

 

Зло    Добро в раннехристианском понимании — это прежде всего порядок (ordo), на котором зиждется мир. Понятие зла, таким образом, соотносится не только с антиномичной ему идеей добра, но и с идеей порядка. Зло понимается как разрушение порядка: «зло в душах — не из материи, но из беспорядочных, неправильных движений» (Дионисий Ареопагит). Отсюда вытекает важное следствие: понятие зла — категория не только «моральная», но и космическая, оно угрожает не только человеческой душе, но и космическому порядку. Объяснение зла через идею порядка было, пожалуй, наиболее ясным и непротиворечивым для средневекового человека.

                          А. Махов 3 стр.

 

Ислам в русской литературе      Конструирование образа мусульманского Востока в русской литературе имеет сложную историю. Просветительский филориентализм Европы и во многом зависимые от него отечественные концепции Востока конца XVIII века — своего рода подготовительный этап восточной топики. В этот период в единое композиционное поле литературного Востока помещаются, «наряду с джиннами Шехеразады, мудрыми дервишами Саади и любовно-винными песнями Гафиза, гордыми бедуинами и внушающим конфессиональный ужас лжепророком Магометом, сюжеты хорошо знакомых библейских сказаний». Все это, переплетаясь, находит выражение в так называемом «восточном стиле» русских романтиков.

                                 П. Алексеев 7 стр.

 

Следующие статьи на сайте:

Счастье   Представления эллинов о счастье имеют религиозные корни. Слово «судьба» — tyche — означает также акт божества, а «daimon» — божественную силу, определяющую назначение человека. В архаический период греки верили в предопределенность судьбы как для людей, так и для богов, хотя последние могли ее избежать. В повседневной деятельности эллины боролись за свои права, защищали родину от полчищ персов и своеобразным образом торговались с оракулами, выпрашивая у них возможно более благоприятные предсказания. Что действительно вызывало у них суеверный страх, так это нарушение равновесия между счастьем и несчастьем в жизни людей: постоянное везение может привести к трагическому концу.

                               И. Свенцицкая 10 стр.

 

Счастье   Проблема счастья не стоит в центре внимания русских средневековых источников. Причина заключается в том, что на тему земного счастья рефлектирует светская, а не религиозная культура. В соответствии с ней земное счастье призрачно и мимолетно, погоня за ним может обернуться вечным несчастьем. Однако в обыденной жизни было и свое понимание счастья, хотя оно редко находило отражение в письменных текстах. Философствования на тему счастья — роскошь, которую могли позволить себе те слои населения, которым не надо было все свои жизненные силы концентрировать на выживании. Счастье для большинства людей древнерусского общества оставалось близким к понятию «благополучие», оно выражалось в достижении хозяйственного изобилия и в избавлении от непосильных трудов.

                                О. Кошелева 10 стр.

 

Маска   Маска неотделима от категории игры как на сцене, так и в жизни. Человек часто играет роль другого или скрывает в игре свое Я. Игра притягивает его. Отнюдь не всегда под маской обнаруживается человек истинный. Это романтики, как 3. Красиньский, были уверены в том, что если сорвать маски с людей, то под ними обнаружится «страна духа» и люди станут равными самим себе. Под маской иногда вообще никто не скрывается, ибо человек может раствориться в ней. Благодаря маске налаживаются отношения людей, постоянно оценивающих друг друга. Одновременно маска делает их взаимно зависимыми. Они подчиняются своим маскам-образам, отражающимся в мыслях других. К единой и постоянной точке зрения на маску и скрывающегося под ней человека пути нет, он отсутствует.

                             Л. Софронова 17 стр.

 


В избранное