Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


Даосизм   Даосизм — явление причудливое, разное, как лоскутное одеяло. Это не религия, не учение, не философия. Скорее, особый настрой сознания, присущий китайскому этносу. Если конфуцианство — это то, как о себе думают сами носители этой традиции, то даосизм — это то, что они есть на самом деле, причем эти части «я» — «я» реальное и «я» идеальное — нерасторжимы и обязаны жить вместе. Даосизм — термин в какой-то мере случайный, так конфуцианцы называли всех тех людей, которые «говорили о Дао». Они могли совершать разные ритуалы и придерживаться разных видов практик, быть лекарями, знахарями, магами, бродячими воинами.

                                               А. А. Маслов 13 стр. 18 илл.

 

Голос    Архаическое сознание рассматривает голос человека в ряду таких характеристик, как имя, образ, душа. Крики животных, скрип дерева, стрекот насекомых расценивались не как «шум» (в информационном смысле), а как «голоса», за каждым из которых стоит определенное лицо. Сам звук, подвергаемый интерпретации, воспринимается как своего рода «жест» в интеракциональном понимании этого слова, т.е. как намерение лица, издающего звук, передать некую информацию или побудить на ответную реакцию. В центре всей системы отношений к звукам природы стоит слушающий и его интерпретации, т.е. имеет место ситуация, прямо противоположная системе естественного языка, все категории которого ориентированы на говорящего.

                                                     Е. С. Новик 19 стр.

 

Голодовка     Корни добровольного отказа от пищи восходят к тем временам, когда голод, особенно сезонный, был регулярным фактором жизни общества. По всей вероятности, именно тогда было замечено изменение состояния сознания в связи с голодом, порой приводящее к галлюцинации и другим психическим явлениям, которые, как правило, воспринимались как реальные факты общения с духами и другими высшими силами. Видимо, таким образом голодание стало признаваться средством общения с потусторонними силами, а позже — обычной шаманской практикой и обычаем более развитых религий. От естественного самоограничения при хроническом недостатке пищи пост развился через узаконенные табу в вид религиозной аскезы.

                                              Т. П. Селиванова 14 стр.

 

Иван-дурак    Никому не хочется быть дураком. А здесь, в сказке, ругательство «дурак» становится именем героя, или, во всяком случае, постоянным эпитетом, который к нему прилипает. В сказках другого рода мы встретим немало героев и положений, которые звучат похвалой здравому смыслу и житейской хитрости. Назначение же Дурака в противоположном: это апофеоз незнания, неумения, не-делания. Назначение Дурака - и всем своим поведением, и обликом, и судьбой доказать (точнее, не доказать, поскольку Дурак ничего не доказывает и опровергает все доказательства, а скорее наглядно представить), что от человеческого ума, учености, стараний, воли - ничего не зависит. Все это вторично и не самое главное в жизни.

                                                 A. Д. Синявский 12 стр.

 

Вор    Это фигура не столь значительная и центральная, как сказочный дурак. Но все же достаточно популярная и весьма колоритная. И что особенно странно - любимая народом, хотя в повседневной жизни народ воров не жалует. Возникает законный вопрос, почему же в сказках вор иногда выходит в заглавные герои? А если присмотреться внимательнее, то и многие сказочные герои, отнюдь не воры, а люди благородные - например, прекрасный Иван-царевич - занимаются воровством, хотя это в сказке рассматривается и подается, словно какие-нибудь рыцарские подвиги. Допустим, Иван-царевич выкрадывает жар-птицу, гусли-самогуды, а затем похищает и Елену Прекрасную, Но воровство здесь как бы не замечается, а просто входит в состав волшебного сюжета и заслоняется понятием чуда и магических способностей героя.

                                                A. Д. Синявский 11 стр.

 


В избранное