Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

    

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Олимпиада    Когда барон де Кубертен, искренне веривший в античную аутентичность своих оккультных идей, «возрождал» Олимпийские игры, его идеалом, естественно, была античность классическая. Тот спорт, который проповедовал барон, носил сугубо аристократический характер — что бы там ни говорилось о спортивном равенстве и братстве. Это был спорт для белых мужчин из высших слоев общества; цветные мужчины соревновались на проводившихся параллельно «антропологических» играх, а женщин допустили к участию в состязаниях только после Первой мировой войны в отдельных видах программы, «соответствующих гармоническому развитию женщины» — вроде метания молота, к примеру. Потом, в контексте захлестнувшей весь мир волны тоталитаризма, идеалы Кубертена стали обслуживать совсем иные мифологемы. Авангардистская идея человека-машины была своеобразным развитием идеи о гармонической личности — и спорт стал одним из наиболее надежных мостиков меж этими двумя концептами.

                                             В. Михайлин  20 стр. 17 илл.

Дионис    Дионис — бог вина и внушаемого вином опьянения. Но тогда, как в школьном учебнике, Афродита — богиня любви, Арес — бог войны, а Зевс — бог грома и молнии. Из того, что долгая, в две с лишним тысячи лет, европейская традиция вдолбила нам в головы именно такое, рационалистически-аллегорическое представление о греческих богах, вовсе не следует, что сей концепт имеет отношение к действительности — к той действительности, в которой жили греки VII или VI века до н. э. и в которой Аполлон вовсе не был «богом солнечного света». Грекам, еще не испорченным платоновскими застольными софизмами, и в голову бы не пришло абстрагировать и обожествлять явления природы, будь то природа натуральная или социальная. Да, они могли играть с подобного рода отвлеченными понятиями — но именно что играть, делая их частью художественного текста, который сам по себе был частью игрового действа: застолья, театрального представления, состязания певцов.

                                           В. Михайлин   26 стр.  30 илл.

 

Гильдия   В исследованиях последнего времени прослеживается несомненный интерес к средневековым европейским братствам (или сообществам, или гильдиям - термины на самом деле взаимозаменяемы. Впечатляет уже их количество: только в маленьком Английском королевстве в позднее средневековье существовало, по самым скромным подсчетам, около 30 тысяч таких объединений - в среднем по одному на каждую сотню жителей. Но еще более важной является качественная сторона вопроса.

                                                   Дж. Россер   10 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Цыгане: Сергей Рысев. Цыгане и Африка

       К статье Праздник:

Харитонович Д.Э. Веселие и насилие

Чеканцева З.А. Праздник и бунт во Франции

В.Я. Петрухин "Праздник" в средневековой Руси

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Дж. Роули. Принципы китайской живописи

 


В избранное