Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu



 

Матрица     «Матрицу» провозглашали первым интеллектуальным фильмом в жанре экшн и высмеивали как тупой боевик в философской обертке. Какое из этих мнений верно? Дино Феллуга доказывает, что «Матрица» успешно переносит постмодернистское мышление на киноэкран. «Не стоит спешить с выводами», - доказывает Эндрю Гордон в своей статье. Может, «Матрица» и великолепный фильм в жанре экшн, но ее философские притязания ничем не обоснованы.

                                     Дино Феллуга, Эндрю Гордон  37 стр.

 

Маргинал    "Маргинал" — слово модное, но понятие довольно неопределенное. Отсюда и не вполне ясна роль этого явления в культуре. Ключевой в определении маргинала представляется характеристика — "внесистемный". Маргинал вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. В художественной культуре он вне основных для нее художественных направлений, вне основных типов художественного мышления и языка. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

                                                   И.В. Малышев    2 стр.

Понятие маргинальности в нашей научной литературе в отличие от западной (введено американским социологом Р. Парком) появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным оценочно-негативным оттенком. Феномену маргинальности у нас в той или иной степени придавался акцент чуждости, беспочвенности, культурной ущербности. Причина этого вероятнее всего кроется в идеологизации национально-культурных ценностей. Если человек в полной мере не вписывается в контекст приоритетного для данного сообщества культурной ориентации, выпадает из него — значит, он маргинал.

                                                     А.А. Оганов    2 стр.

 

Конверсия    По своему этимологическому значению слово конверсия означает «обращение вспять, переворот», «изменение направления». В логике оно употребляется для обозначения операции, при помощи которой переставляются в обратном порядке термины предложения. В психоанализе оно использовалось для обозначения «транспонирования психического конфликта». В данной статье конверсия рассматривается в ее религиозном и философском значении; речь будет идти об изменении ментального порядка. Феномен обращения раскрывает особенным образом непреодолимую двойственность человеческой реальности и необозримую множественность систем толкования, которые можно к ней применить. Кто-то увидит в конверсии знак божественной трансцендентности, на которой зиждется единственная настоящая свобода. Другие — чисто психофизиологический или социологический феномен, изучение которого возможно позволило бы совершенствовать приемы внушения и методы преобразования личности. Философ же будет думать, что единственным настоящим преобразованием человека является философское обращение.

                                                        Пьер Адо    12 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Фаллос: Паскаль Киньяр. Фасцинус (Из книги Секс и страх)

К статье  Дневник: Ролан Барт (из книги Ролан Барт о Ролане Барте)

К статье  Пародия:

 Л.А. Трахтенберг. Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший собор

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Дж. Роули. Принципы китайской живописи

 


В избранное