Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



Театр абсурда   — это название некоторых театральных произведений, которые родились и создавались в Париже в 1950-е годы. Такое определение дал этому театру Мартин Эсслин. Почему он назвал его театром абсурда? Может быть, потому, что в период между 1945-м и 1950 годами много говорили об абсурде, и Эсслин, вероятно, решил, что существует связь между нашим театром и идеями, теориями или наваждениями, введенными в моду Жаном-Полем Сартром, Альбером Камю, Жоржем Батайем и еще кое-кем. Ему показалось, что существует связь между такого рода театром и послевоенным миром, увиденным глазами авторов, которых я только что назвал. Может быть, он был прав. Что касается меня, то я с трудом принимаю этот термин, но теперь, раз уж он стал обиходным для определения некоего театра и употребляется по отношению к театральным произведениям, к театральному течению эпохи, раз уж этот термин и этот театр принадлежат литературной истории, то я имею основание называть абсурдным — театр абсурда. Я бы предпочел, как и Эммануэль Жакар, называть этот театр «театром насмешки».

Эжен Ионеско   5 стр.

 

Шаман     В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название «шаманская болезнь» и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя «шаманская болезнь» и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма).

Е.А. Торчинов   21 стр.

 

Лебедь      У каждого из двенадцати богов и богинь олимпийского сонма, так же, как и у богов и богинь рангом пониже, имеются свои животные символы - священные звери и птицы. Но, пожалуй, самый поэтичный и многозначный символ - белоснежный лебедь Аполлона. Популярность мотива "Аполлон и лебедь" засвидетельствована на протяжении всей античности. Лебедь, в полной мере выражающий идею Аполлона, является его главным символом. Только "всадник, связующий миры", мог иметь в качестве символа птицу, причастную трем стихиям.          Никто до сей поры не слышал поющего лебедя, о чем писал Элиан, добавляя, что тем не менее всеми принимается на веру сладкозвучное пение этих птиц. Вероятно, поэтому разрабатывается известнейшая, дошедшая до нашего времени мифологема о лебеде, поющем только однажды в жизни, перед смертью (так называемая "лебединая песня"). Мотив "лебединой песни" не был известен в древности, его нет у Гомера, Гесиода, нет и в гомеровых гимнах. "Лебединая песня" появляется у трагиков. Эсхил говорит о том, что она коротка перед смертью.

Л.Л. Селиванова   35 стр.  7 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Кукла Игры в куклы (Япония)

К статье  Граффити: Михаил Лурье. Графферы

К статье Порно Кирилл Кобрин. Порнография и буржуазия

К статье Инсигнии: Михаил Бойцов. Папский зонтик и бог Гелиос

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное