Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



Театр жестокости    Идея театра утрачена. И по мере того как театр все более ограничивается проникновением в святая святых каких-то жалких марионеток, когда публика вынуждена довольствоваться ролью соглядатая, вполне естественно, что элита от него отворачивается, а большая часть зрителей отправляется в кино, мюзик-холл или в цирк на поиски сильных ощущений, содержание которых никогда их не обманет. Наша восприимчивость дошла до такой степени истощения, когда стало совершенно ясно, что нужен прежде всего театр, который нас разбудит: разбудит и наши нервы, и наше сердце. Ошибки психологического театра, идущего еще от Расина, отучили нас от непосредственного и сильного действия, которым должен быть наделен театр. В свою очередь, кино, которое убивает нас отражениями, которое не способно более коснуться, нашей восприимчивости, поскольку тщательно отфильтровано машиной, уже в течение десяти лет удерживает нас в состоянии бесцельного оцепенения, поглотившего все наши способности.

Антонен Арто    19 стр.

 

Кастрат    В 1773 году Словарь Французской академии объяснял слово «кастрат» так: «Мужчина, оскопленный таким способом, чтобы его голос был сходен с женским или детским. Кастратов много в Италии». Ангелы для одних и чудовища для других, кастраты на протяжении XVII и XVIII веков являли собой совершенно беспрецедентный для Европы музыкальный, социальный и культурный феномен: находясь под покровительством Церкви, они более всего были затребованы ранней оперой, что и привело их сначала к небывалому успеху, а затем к исчезновению со сцены на рассвете романтизма, когда их мир - мир иллюзорности, нарочитости, маскарадной двуполости и вокальной амбивалентности - стал утрачивать свое прежнее значение. Нет смысла повторять обвинения, часто высказывавшиеся в прошлом и против кастрации вообще, и против тех, кто практиковал ее или ей подвергался. Можно ли судить о медицинской процедуре, в течение двух с лишним веков влиявшей на всю западную музыку, с сегодняшних позиций, весьма далеких от барочной эпохи и существенных для нее условий и правил?

Патрик Барбье     28 стр.

 

Венец    Интересно проследить, как с изменением статуса своего владельца корона меняла форму. Древнейшая часть короны св. Стефана представляет собой диадему, т.е. металлический обруч, украшенный, по обычаю византийских венцов, большими драгоценными камнями. Внутри древней венгерской короны должна была находиться еще матерчатая тулья, с которой все вместе составляет особый вид скиадия, или шапки. Форму стеммы короне придало перекрестье дуг с эмалями западного происхождения и латинскими надписями, которое считаетcя западной работой начала XII в. (притом, данная часть была простой церковной звездицей, приспособленной и припаянной внутрь обруча уже в позднейшее время, приблизительно в XIII в., с целью образовать из короны византийскую стемму). Таким образом, на примере короны св. Стефана можно рассмотреть все три типа репрезентативных византийских венцов: диадему, скиадий и стемму. Причем, форма стеммы, крытой короны с дугообразным завершением, стала впоследствии типичной формой европейской императорский короны в подражание венцу византийских василевсов.

О.В. Мареева    11 стр.   20 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Кукла Игры в куклы (Япония)

К статье  Граффити: Михаил Лурье. Графферы

К статье Порно Кирилл Кобрин. Порнография и буржуазия

К статье Инсигнии: Михаил Бойцов. Папский зонтик и бог Гелиос

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное