Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

 

Фольк-хистори    Что такое «новая хронология»? В начале 1980-х гг. группой математиков из МГУ (М.М.Постников, А.Т.Фоменко и др.), были возрождены и развиты идеи народовольца и шлиссельбуржца, Н.А.Морозова, считавшего, что история древних Греции и Рима является «отражением» истории средневековой Европы, а античные литературные памятники были созданы мистификаторами эпохи Возрождения. Отсюда вывод Морозова о том, что история нашей цивилизации значительно «короче», чем считает современная наука, а для обоснования - его попытки дать другие датировки зафиксированных в древности астрономических событий (солнечных и лунных затмений, гороскопов и т.д.). Идеи Морозова были поддержаны тогдашним советским руководством (в частности, В.И.Лениным). Здесь просматривается явный социальный заказ - в своей главной многотомной работе «Христос» Н.А.Морозов вместе с древней историей под сомнение ставил и основы христианства.

                                       В. Л. Янин, Д. М. Володихин    17 стр.

 

"Черный квадрат"    Загадочность и мистическая таинственность знаменитого «Черного квадрата» К. Малевича давно привлекает исследователей и толкователей творчества художника. Однако в основном мы имеем дело с более или менее убедительными, но все же гадательными интерпретациями. Между тем, нам представляется, что существует возможность осознать смысл авангардного жеста Малевича 1914—1915 годов, исходя из специфического контекста, в котором оказалось творчество художника в еврейском Витебске. В уновисовский период, поставивший знаменитую работу художника в новый постапокалиптический контекст.

                                                        Л. Кацис    8 стр.

 

Роса     Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной. Почиталась священной и роса. В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)». Язык сохранил множество косвенных свидетельств о значении купальского катания по росе. не вполне ясных без привлечения этнографического контекста. К числу таких примеров мы предлагаем относить известные всем выражения: «катать во всю Ивановскую», «Не мытьем, так катаньем» и, наконец, «Мать-сыра земля». т. е. орошенная и оплодотворенная небесной влагой земля, к которой припадают язычники.

                                                   А.Г. Бобров    15 стр.

 

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Правое-ЛевоеБ. А. Успенский.  Почему православные

крестятся справа налево, а католики — слева направо?

 

К статье Киник:  Петер Слотердайк. Греческая философия дерзости

 

К статье Шпион: Петер Слотердайк. Теория двойных агентов

 

К статье Крестовые походы: Петер Слотердайк. Цинизм государства и власти

 

К статье Мат: Г. Ф. Ковалев. Русский мат - следствие уничтожения табу.

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 

     Речь здесь пойдет не об открытии ранее не известной ученым и читателям древней рукописи. Название статьи не претендует на сенсационность, напротив, оно выражает достаточно тривиальную мысль: слова, произнесенные две тысячи лет назад на арамейском языке и около пятидесяти лет передававшиеся в устной традиции, потом записанные по-гречески и переведенные спустя тысячелетие на церковно-славянский, затем – на русский, – это разные слова. Иногда просто потому, что это слова разных языков. Например, лишь латынь адекватно передает неоднозначные смыслы слова πονηρία, по-русски же и на большинство современных европейских языков это греческое слово переведено как «зло», в результате очень часто там, где Евангелист говорит о «слабости», «испорченности», «ущербности», мы видим нечто прямо противоположное – «силу». Если учесть, что слово πονηρία  играет ключевую роль в поэтике евангелия и особенно Нагорной проповеди (семантическая игра с этим словом – контрапункт основной темы проповеди, темы совершенства), то мы действительно вправе ожидать услышать неизвестное евангелие.

 


В избранное