Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                                                   Déjà vu  

    

                                       ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУРЫ                                                                НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Скоморох     Без скомороха — профессионального проводника и носителя народного веселья - в период средневековья не обходился ни один праздник, православного или языческого происхождения, семейный или общенародный. По мнению А.С. Фаминцына. «вся первая многовековая эпоха истории русской светской музыки до середины XVII века может быть названа эпохой скоморохов». Наиболее ранние сведения о скоморохах на Руси датируются XI и XIII веками («Изборник»). Образ скомороха сложился, очевидно, в результате слияния древнерусского певца-гусельника и «ряженого» — участника языческого празднества, развлекавшего собравшихся своим «беснованием». Популярность скоморошества в народе подтверждается тем фактом, что церковные прихожане гораздо охотнее посещали зрелища увеселительные, главным действующим лицом которых был скоморох, нежели церковную службу. Этимология названия «скоморох» соответствует древнейшей традиции ряжения, ношения масок и костюмов звериных и чудовищных, издревле принятых как в Европе, так и на Руси на время народных праздников. Само имя связано с маской, ряжением и происходит от арабского «maskharai» (смех, насмешка, глум). В Греции данное слово получило значение «буффон», «потешник», откуда и возникло русское «машкара», т.е. маска. В дальнейшем посредством перестановки букв «маскарас» превращается в «скамарас» и окончательно закрепляется в форме «скоморох»

                                                        С. Е. Юрков     15 стр.

 

Девушка с веслом    Доминирующей скульптурой ЦПКиО им. М.Горького являлась «Девушка с веслом», созданная Иваном Дмитриевичем Шадром (1887 - 1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Как «массовая продукция», «Девушка» выполнялась из «тоталитарного» железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23 000 руб. (Прейскурант 1937). Говоря о пластических прототипах шадровского симулякра, прежде всего следует указать на Афину Лемнию работы Фидия, стоявшую на Афинском акрополе (ок. 450 г. до н. э.), которая опирается на копье левой рукой. Отсюда поза богини-победительницы. Может быть, точнее говорить не о какой-то конкретной Афине, а о целом кластере «Афин», имея в виду Афину на здании Конногвардейского манежа в Ленинграде-Петербурге (копье в правой руке) и Афину, установленную на Главной аллее Летнего сада (копье в левой руке). Отмечена также связь с фигурой Навигации скульптора Д.Иенсена на крыше павильона для ботика Петра I и с двумя фигурами нимф реки с веслами, входящими в оформление фонтана «Нептун» в Верхнем саду Петергофа.

                                           Михаил Золотоносов   10 стр.  4 илл.

 

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Безумие: М. Эпштейн. Методы безумия и безумие метода

К статье Честь:  Н. Ш. Коллманн. Государство и

общество в России раннего нового времени.

К статье Антиповедение: С. Е. Юрков. Антиповедение - гротеск - антимир

                 К статье Монстры: Жак Делюмо. Эпидемия чудовищного (XV-XVII вв.)                        

К статье Мат: Л. А. Китаев-Смык. Сексуально-вербальные защита и агрессия.

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Д. М. Магомедова. Символизм и тоталитаризм...

                

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное