Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Труп Некрофилия Кубики Скука Искусство памяти
Антропология Скандал Соблазн Mystery Путешествие
Евразийство Путешествие Православие Анархизм (Япония)
Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Крещение Руси Холоп Философия (Китай)
на волю Нагой / Одетый Жестокий романс Золото Письменность (Китай)
Потемкинские Экология Творчество Нищий Твердое / Мягкое
деревни Пауль Клее Цивилизация    


 

Нос  — часть лица, которая в традиционной культуре выступает важным каналом связи с внешним миром и напрямую соотносится с материально-телесным низом. Как и через другие отверстия человеческого тела, через нос внутрь тела может проникать нечистая сила и ее «агенты». Этим же каналом связи, по мнению влахов, пользуется душа, покидая тело в момент смерти. Поскольку в соответствии со славянской концепцией тела события внешнего мира так или иначе «проступают» на поверхности тела, то по непроизвольным движениям, зуду, покраснению и прочим сигналам судят о предстоящих мелких и важных событиях: ср. рус. «хороший нос кулак за неделю чует». В народной физиогномике по кончику носа судят о невинности его обладателя: если при нажатии пальцем хрящик раздваивается, значит, девушка или парень уже ее утратили. По форме и размерам носа судят о мужских качествах его обладателя: чем больше и прямее нос, тем крупнее член.

                                      М. М. Бахтин, Г. И. Кабакова   26 илл.

 

Мещанство   Собирательное от мещанин, мѣщанинъ букв. житель места, т. е. житель посада». Мещанами уже в московской Руси назывались иногда «черные градские люди» (см. черная сотня), т. е. низший разряд городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики), более распространенным названием которых было посадские. Согласно манифесту 1775 г. мещанами были названы все городские обыватели, которые, не владея капиталом в 500 руб., не могли быть записаны в купечество. Вторым значением слова мещанин словарь Ушакова указывает: «Человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором». Немецкий аналог русского мещанства — бюргер, бюргерство (нем. der Bürger, die Bürgerschaft) имело совсем другую этическую историю. По происхождению, это германское слово вполне аналогично др.-русскому город-посад (торговый). Этическая история понятия «бюргерство», столь сходная в истоках и столь разительно далекая от рус. мещанин, мещанство, искаженного и отклоненного от общего ствола, наиболее ярко концептуализована Томасом Манном. Бюргерство для него — некое суммарное определение европейской гуманистической культуры»: «В контексте произведений писателя слово "бюргерство" очень близко по значению словам "благородство" и "интеллигентность"», причем для него это качества не только интеллигента, философа, писателя, особо образованной личности, но и простого человека, бюргера вообще.

                                                      Ю. С. Степанов    5 стр.

 

Ни зги не видно   Выражение (ни) зги не видно, (ни) зги не видать означает 'ничего не видно', 'непроглядная тьма'. Буквальный смысл его неясен ввиду неопределенности значения слова зга. Слово это было предметом научных обсуждений и споров еще со времен адмирала А. С. Шишкова. Исследуя этимологияю фразеологизма ни зги не видно, автор рассматривает возможные варианты: зга 'тропа', 'путь'; зга 'искра', 'свет'; зга - 'ближайший, наиболее различимый в темноте предмет', - и приходит к выводу, что зга, стега, как и чеш. zblo, steblo или польск. zbło, sciebło [źdźbło, ździebło), - это 'стебель, прут, хлыст', которым стегали, погоняли домашних животных. В целом же выражение ни зги (стеги) не видно означает: 'тьма такая, что даже стеги, т. е. прута, хворостины, которую можно поднести к самым глазам, не различить'.

                                                      Г. И. Магнер   11 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Русские:

Ю. С. Степанов. Русь, Россия, Русские, Россияне.
К статье Мавзолей:

 А.М. Панченко. Осьмое чудо света [о мавзолее Ленина]

К статье  Юродивый: 

А. М. Панченко. Юродивые на Руси

 

     

 

                                                           

Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное